Подходим к самому убойному. Начну с необычного.
Противоминный трал ALKETT VSKFZ 617 В:
Единственный в мире экземпляр самоходного трала такой конструкции. Изготовлен в Германии для разминирования минных полей. А с виду - обычный трицикл). Передние колёса ведущие, на них надеваются тяжелые башмаки, они же давят землю, и мины таким образом взрываются. Экипаж составляет два человека, и, несмотря на мощную броню под днищем, им, наверное, было несладко в секунды детонаций. Да и на ходовку вряд ли постоянные подрывы никак не влияли. Дата производства - 1942 год, однако до захвата его в 45-м Красной армией, тральщик в сражениях поучаствовать как-то не успел.
Идея может и блестящая, однако советские инженеры в ВОВ сделали проще - придумали цеплять тяжелые тралы к танкам и катить их впереди бронемашин. Конструкция проста и безболезненна для экипажа.
На переднем плане следующей фотографии - машина "Кугельпанцер":
Еще один уникальный экземпляр. Эксклюзивность его в том, что до сих пор не особо понятно его предназначение, ибо вооружения "шаротанк" не имел, а для разведки не годился по причине плохой проходимости - присмотритесь к игрушечному рулевому заднему колесу. Небольшая ямка - и встрял. К тому же сквозь узкую смотровую щель сложновато рассматривать вражеские позиции. Предположительно он был создан для корректировки огня артиллерии, но кто ж теперь скажет точно. Внутри "шарика" мог поместиться только один человек, а мотоциклетный двигатель физически не мог разогнать эту железку до нормальных маршевых скоростей даже по идеальной поверхности. В общем, еще один немецкий провал, который также как и трал, описанный выше, в боевых действиях не засветился.
За "круглым танком" - средний танк М48А5 "Maгах 5" (Magach 5):
Совместный проект США и Израиля - первые построили основу, а вторые модернизировали под свои требования. Танки участвовали в арабо-израильских конфликтах в 80-х годах. "Магах" переводится как "удар тарана". Мне танк показался просто огромным.
За ним - основной американский танк М60А1:
Масса = 53 тонны, экипаж = четыре человека. Выпущено больше десятка тысяч штук на заводе в Детройте. Эти танки принимали участие в сражениях на Ближнем Востоке. Из встроенных гаджетов сто́ит отметить автоматическую систему противопожарного оборудования и приборы ночного видения с ночным прицелом, а также инфракрасный перископ.
Идем дальше.
Не стану заморачиваться с сортировкой бронемашин в хронологии создания.
Средний танк М48А3 "Patton III":
Именовался "Patton III" в честь американского генерала Джорджа Паттона. Танк М48 как раз был предшественником танка М60. Активно использовался во Вьетнамской войне.
Средний танк M46 "General Patton I":
Серийно производился в 1949-1951 годах. До 1952 года M46 являлся основным танком США. На экспорт не поставлялся. Участвовал в Корейской войне.
Американская самоходная противотанковая установка М18 "Hellcat":
"Hellcat" переводится как "ведьма". М18 была самым эффективным истребителем танков времен Второй мировой войны, если считать соотношение уничтоженных к потерям. Максимальная скорость равнялась 80км/ч. Их девиз - "стреляй и удирай", ибо главным недостатком была тонкая броневая защита. После Второй мировой войны многие M18 были проданы в другие страны.
Средний танк М4А2 "Sherman":
Основной американский танк времен Второй мировой, поставлялся нам по ленд-лизу. Назван в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана. Советские танкисты прозвали его "эмча". Экипаж = 5 человек, масса = 30 тонн. Выпущено почти 50 тысяч штук. Наверное, самый узнаваемый танк США. Одна из модификаций M4 исполняла главную роль в фильме "Ярость".
Легкий танк М5А1 "Stuart":
"Стюарт" - самая массовая модификация танка М3. Путаница в обозначениях произошла после того, как началось параллельное производство вышеупомянутых танков М4.
Израильская модификация среднего танка М-4, получившая обозначение М-51 и приписку "Super Sherman" или "Isherman":
Танк М-51 был разработан в 1962 году. На нем, в отличие от оригинала, установлена более мощная французская пушка. В живых осталось всего три экземпляра. Один из них перед вами.
Плавающие гусеничные бронетранспортеры. Первый - дизельный М113А1. Может десантироваться парашютным способом. Экипаж = 2 человека, десант = 11.
За ним - самоходный миномет М125А1. Создан в 1964-м году на базе бронетранспортера, что на переднем плане фото. Переносной миномет устанавливается на полу машины и через открытые сворки люка ведется огонь.
Вот так мы подобрались к самому крупному и тяжелому самоходному орудию всех времен и народов. К тому же это единственный в мире уцелевший экземпляр.
Зовут его осадной мортирой GERAT 041 или просто "KARL". Мортира была создана в Германии для разрушения укреплений, и при прямом попадании её снаряды калибра 600мм и весом до двух тонн могли пробить 2,5 метра железобетона. Воронки на открытом грунте достигали 5м в глубину и 15м в диаметре. Жаль, (в нашем случае это хорошо) снаряды часто застревали в стволе или не взрывались вовсе. Скорострельность - один выстрел в десять минут.
Размеры впечатляют. Управляли этой штуковиной 2 человека. Плюс 19 человек расчета орудия. Мортира была способна передвигаться самостоятельно, правда максимальная скорость составляла всего 10км/ч, да и расход топлива при массе в 126 тонн был явно немаленьким, из-за этого проще было ее разбирать и перевозить по железке.
"КАРЛ", названный в честь куратора проекта генерала артиллерии Карла Беккера, не единственный в своём роде. Всего было изготовлено семь таких машин и каждая получила личное имя - "Adam", "Eva", "Odin", "Thor", "Loki", "Ziu" и "Fenrir". Несмотря на частые поломки, проблемы с транспортировкой и тэдэ, какие-то "КАРЛы" всё же появлялись на поле боя. Так, "Один" и "Тор" 22 июня 1941 года открыли огонь по Брестской крепости. Однако у "Тора" уже на четвертом снаряде заклинило механизм, а у "Одина" на пятом. В результате фашисты потратили весь день на восстановление. "Ева" так вообще разулась еще на подходе.
В 1942-м три мортиры перебросили для штурма Севастополя совместно со сверхтяжёлым железнодорожным артиллерийским орудием "Дора". Там "КАРЛы" выпустили 197 снарядов. В январе 1945-го года "Циу", "Ева", "Тор" и "Адам" воевали на Западном фронте против войск наших союзников. Причем у первой постоянно ломался мотор, "Ева" была повреждена ударом бомбы, у "Тора" разорвало ствол во время авианалёта, а "Адама" использовали как донора. Видимо, дела с ним обстояли еще хуже, раз пришлось разобрать на запчасти.
В марте-апреле 1945 года войска США захватили мортиры "Еву", "Локи" и "Фенрира". Красная армия в конце апреля последней весны войны на подступах к Берлину взяла в качестве трофеев "Адама", "Тора" и "Циу". "Циу" оказался наименее поврежденным и его отвезли на полигон в подмосковную Кубинку. Сюда, то есть. Немного позднее, на испытаниях, на орудии обнаружили надпись "Adam". Вероятно, эту деталь переставили с донора. Так что ошибочно полагать, что в техническом музее в Кубинке представлен тот самый первый построенный "Адам". Нет, это "Циу". Но всё равно это не мешает ему быть единственной сохранившейся крупнейшей самоходной мортирой мира. Остальные же ушли в металлолом.
А если всё честно разложить по полочкам, то слишком дорого они обходились немцам в плане обслуживания, до кучи эти вечные опоздания с доставкой... Выхлоп в итоге получился не такой высокий, как планировали.
Если "КАРЛ" - крупнейшая самоходная мортира мира, то на следующей фотографии за ним спрятался крупнейший танковый провал Третьего рейха - Panzerkampfwagen VIII "Maus":
"Маусов" построено всего два экземпляра, то есть он еще более уникален, чем "КАРЛ". Причем второй вообще был без башни. Разрабатывался "Маус" с ноября 1941-го целых три года, однако не успел сделать ни одного толкового выстрела. Один так и пропал на немецком полигоне, а второго подвёл двигатель - он тупо сломался в ночь с 21 на 22 апреля 1945-го года перед внезапной атакой советских танкистов в городе Штамлагер. "Маус" охранял там ставку немецкого генштаба, но из-за отказа двигателя встал в раскоряку на перекрестке, при этом не имея даже возможности стрелять по красноармейцам. Отступая, немцы взорвали сверхтяжелый танк, и его останки достались победителям.
Масса этого монстра = 188,9 тонн. Еще один минус - такой вес не позволял ему переходить реки по автомобильным мостам. На самом деле он настолько огромен, что в большом ангаре я не нашел лучшей точки для съемки, он никак не хотел помещаться полностью в объектив фотоаппарата. Кстати, присмотритесь повнимательнее - на заднем фасаде танка имеется советская символика. Оказывается, таким образом немцы для секретности замаскировали свой танк под захваченную трофейную технику.
После войны наши инженеры из двух танков собрали один, и уже в мае 1946-го "Маус" был доставлен в Кубинку. К слову, расход топлива у него был сверх нормы - 350 литров на 10 километров пути.
Видите отметины на бронированном корпусе?
Да, я не соврал, сказав, что в боях он не участвовал. На самом деле это следы испытаний. Сначала немецких, потом наших. "Броня крепка и танки наши быстры" - это не про "Маус".
И вы спросите почему я не показал вам знаменитые немецкие "Тигры" и "Пантеры". Отвечаю - сам искал их в ангаре, а оказывается Panzerkampfwagen'ы относительно недавно перекатили в "Патриот". Там же хранятся танки периода Первой мировой войны. Мда, так и так придется туда ехать. Но не сегодня.