Найти в Дзене

Виолончель Амати и карточный долг Шостаковича.

Снова была в филармонии. Вживую видела и даже слушала виолончель Амати (1630 год) . Помните советский детективный сериал "Визит к Минотавру" с Пляттом и Шакуровым - Амати и Страдивари? Про скрипки и скрипичных дел мастеров. Оказывается, Амати ещё и виолончели делал, я не знала, анекдот на тему моей дремучей тёмности (или тёмной дремучести) в конце этого рассказа. Эта виолончель обычно хранится в музее, и вот редкий случай, дали музыканту сыграть на ней в концерте. Ну, что сказать? Я не спец в виолончелях, звучит как... виолончель. Внешне немного отличается от современных виолончелей, это даже такой неспециалист как я определит, потому что на той же сцене в двух шагах играли на современных виолончелях - найди отличия. Старинная виолончель немного поменьше и попузатее, ведущий сказал про неё что-то типа "недомерок".  Виолончелист Борис Андрианов. Это было открытие 15-го международного виолончельного фестиваля. Ведущий Артём Варгафтик, у него на " Культуре" по телеку есть какая-то авто

Снова была в филармонии. Вживую видела и даже слушала виолончель Амати (1630 год) . Помните советский детективный сериал "Визит к Минотавру" с Пляттом и Шакуровым - Амати и Страдивари? Про скрипки и скрипичных дел мастеров. Оказывается, Амати ещё и виолончели делал, я не знала, анекдот на тему моей дремучей тёмности (или тёмной дремучести) в конце этого рассказа.

Эта виолончель обычно хранится в музее, и вот редкий случай, дали музыканту сыграть на ней в концерте. Ну, что сказать? Я не спец в виолончелях, звучит как... виолончель. Внешне немного отличается от современных виолончелей, это даже такой неспециалист как я определит, потому что на той же сцене в двух шагах играли на современных виолончелях - найди отличия. Старинная виолончель немного поменьше и попузатее, ведущий сказал про неё что-то типа "недомерок". 

Виолончелист Борис Андрианов.

Это было открытие 15-го международного виолончельного фестиваля. Ведущий Артём Варгафтик, у него на " Культуре" по телеку есть какая-то авторская программа, сестра говорит, интересно рассказывает. Я ей верю на слово. 

В начале ведущий перечислил солидных спонсоров фестиваля, и было понятно, что в зале среди зрителей есть сотрудники этих спонсорских организаций, гораздо больше обычного во время концерта пользовались смартфонами, кто-то снимал концерт, а кто-то просто рылся в телефоне. Нафига они мучались? Я дома, если залипну в телефоне, то даже телек не слышу, сериал весь мимо меня, я вся в инэте. Так то я ж на диване лежу. Вот, кстати, если на мюзикле кто телефон возьмёт, то его сразу слепят лазерной указкой или встают перед ним, загораживая ему сцену. В Большом театре тоже очень строго. А тут, в филармонии, редко вижу, чтоб кому замечание сделали. Один раз как-то бабуля взяла телефон, с у неё фонарик включён, билетерша к ней подбежала. 

Во втором отделении дирижировать должен был Владимир Федосеев, тот, которому 90+ лет и про которого я говорила, что он может дирижировать одними бровями и качество музыки не пострадает. Но Федосеев заболел и дирижировал оба отделения Денис Лотоев.  

Искренне желаю Федосееву здоровья. Тем паче, что концерт начался с печальной вести - умер маэстро Питерский филармонии. Оркестр вне программы в память о музыканте сыграл прекрасную мелодию Чайковского. Потом начали концерт. 

Оркестр сегодня был наш самый главный - Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского. Очень высокий уровень оркестра, это слышу даже я, которой медведь на ухо. 

Сегодня из этого оркестра были в основном скрипачи и виолончелисты. 

Так как это всё же фестиваль, а не рядовой концерт, то сцена была украшена цветами. 

В одну сторону 

И в другую 

-2

И поближе 

-3

И работники в антракте, я к ним почему-то неровно дышу, наверное, после того случая, когда из-под моего носа два раза рояль укатили, а я и не заметила, слажено работают ребята, чётко 

-4

В первом отделении... 

А нет, забыла ещё сказать - кроме фестиваля это был ещё вечер памяти, 100-летие виолончелиста Даниила Шафрана. Я про него впервые слышу, но, оказывается, это был такой талантливый человек, что советское правительство подарило (не в аренду, не в лизинг, а именно подарили) ту самую виолончель Амати и Шафран играл на ней 60 лет. Еще я узнала, что в большом концертном зале филармонии тоже можно смотреть кино, есть техническая возможность, нам показали отрывок из документального фильма про Шафрана. 

Вот, два экрана по бокам с названием фестиваля. По ним "кино нам крутили", всё хорошо видно, крупно. 

-5

И так, в первом отделении сначала была длинная музыка, называется - концерт для двух виолончелей с оркестром. Композитор Гедини. Два молодых человека солировали. Что примечательно, один из них вышел с планшетом вместо нотной тетради, не первый раз уже вижу. Второй по старинке с бумажными нотами. 

Весь этот концерт (для двух виолончелей с оркестром) мне представлялось море и скалы, то шторм, то тихое море с блёстками от луны. А после я заглянула в программку, концерт называется "Роща вязов" Да ёж ты морковь... где море и где вязы. 

И в довесок к море-вязам исполнили произведение современной композиторши. Написано специально для этого фестиваля, дебют - звучит впервые). Обещали музыку со чтецом. 

Музыка это не совсем музыка, это звуки, которые можно извлечь из виолончели и виолончелистов. Стук, тиканье часов, человеческий шепот. И под конец вышла дива (чтец), шепеляво прочитала четверостишие. Но вооот с тааааким декольте, вооот с тааааким разрезом, и с попой. 

На фото она в голубом платье, маленькая женщина - это композитор, по другую сторону - дирижёр 

-6

Второе отделение. 

Шостакович любил раскладывать пасьянсы. Это, чтоб не соблазниться сесть за карточный стол, унимал, так сказать, азарт. А всë после чего? Один раз, примерно в 1931 году, он сильно проигрался. И чтоб закрыть карточный долг, ему пришлось взяться за халтурку, написать музыку к эстрадно-цирковому представлению. Называется произведение "Условно убитый". 

Веселенько так, особенно, когда в части под названием Петрушка, пианист (старичок с белой бородой) вышел из-за рояля и сыграл нам на гармошке. 

Завершился концерт музыкой на той самой Амати. Название произведения мне ничего не говорит, но скопирую сюда для порядка - Мечислав Вайнберг, фантазия для виолончели и оркестра, соч. 52.

И тогда уж название того, что было с чтецом: сочинение «Ангел Света» для виолончели с оркестром, автор Азиза Садыкова (р. 1978) - и хотя я ничего не поняла, но чувствую, что автор умница.

И старый анекдот из 90-х. Только я рассказчик анекдотов так себе. Ну, в общем,

Захотел новый русский удивить гостей, купил в антикварном магазине барабан Страдивари. А гости ему и говорят: Не бывает барабанов Страдивари, у него только скрипки.

Возвращается новый русский в магазин с претензией, а там его успокаивают, что Страдивари скрипки только для лохов делал, а для реальных пацанов - барабаны.

Апгрейд ноябрь 2023