Самая распространённая ошибка, которую допускают сотрудники в коммуникациях - не говорить ничего вообще. Предпочитают молчать, опасаясь быть непонятыми, получить отказ, услышать претензию, резкий ответ, отпор.
И с каждым таким недодиалогом расстояние между пониманием друг друга ещё больше растёт. Мы не решаем свои задачи.
Цель коммуникации легче достичь используя технику "бабочка". Наблюдайте за вашим диалогом с коллегой из третьей позиции. И корректируйте исходя из наблюдений.
Представьте, если бы вы были бабочкой, сидящей на стене во время вашего же диалога, то что бы вы заметили?
- про себя
- про коллегу
- про ваши отношения в целом
Вот несколько вопросов, которые помогут вам развивать эмоциональный интеллект, способность лучше понимать себя и других. А значит - эффективней выстраивать коммуникацию.
- С каким вопросом человек пришёл ко мне?
- Как он проявлялся во время встречи, его поведение?
- Как он рассказывал свою историю, каким смыслом наделял?
- Как он менялся во время беседы (поза, жесты, мимика, интонации, чувства, что я заметил)?
- Насколько он продвинулся в своём вопросе?
- Какую стратегию я использовал в диалоге с ним?
- Что можно и нужно было сделать по-другому? Что мне мешало?
- Если бы я сделал по-другому, то как бы поменялся ход диалога?
- А хотелось ли мне сделать по-другому?
- Что повторяется у нас из встречи к встрече, какое поведение с моей стороны, с его стороны?
- А что нужно было, чтобы я мог выстроить этот диалог продуктивней?
- Что я заметил в себе?
- Какие были у меня эмоции?
- Слушал ли я, понимал ли я между строк, что хочет он мне сказать?
- Какие чувства были у меня/у него во время встречи? После нее?
- Что стояло за этими чувствами?
- Какие мысли были рождены моими чувствами?
- Какие выводы и решения я для себя сделал? А какие ещё выводы и решения можно предположить?
- Что происходило с ощущениями тела? Было ли напряжение? И если да, то с чем оно было связано?
- Что являлось для меня вызовом в работе с ним?
- Что в этом человеке схоже со мной, а что отличает?
- Как я реагировал на контекст встречи?
- Хотелось ли быстрее закончить эту встречу?
- Что хочется сделать после этой встречи?
- Что я могу сказать о себе как о руководителе/коллеги?
- Какие важные темы для меня подняла эта встреча?
- Что стало для меня неожиданным? А что неприятным и болезненным?
- Если б была возможность провести эту встречу ещё раз, то что б я сделал по-другому?
- Какие я увидел свои зоны роста?
- Что мне нужно скорректировать в моём представлении о человеке, человеческом взаимодействии?
- Чему мне нужно учиться ещё?
Так тренируется осознанность и эмоциональный интеллект. Ведь осознанность - это особое состояние ума, когда вы как внешний наблюдатель смотрите как бы «со стороны» на то, что происходит, чувствуете своё тело и его проявления, свои эмоции и умеете управлять собой, потому что не залипаете внутри, а видите снаружи.
Поразмышляйте, а не являетесь ли вы тем человеком, к которому опасаются обратиться с вопросами? Или наоборот, может вы избегаете сложных разговоров с кем-то из коллег? Осознав это, вам будет гораздо легче выстраивать взаимодействие и достигать цели коммуникации.
Еще больше о командах и системах я пишу в своем телеграм-канале "Драйвер Роста с Ольгой Казаковой", подписывайтесь!