Найти тему

Подводные камни реализма в современной литературе

Оглавление

Это статья-размышление, она не претендует на истину в последней инстанции, да и пользы, думаю, от неё немного. Но это не значит, что я приглашаю всех желающих поливать грязью современную литературу. Ни в коем случае! Я этого терпеть не могу, поэтому, если появилось желание поплеваться ядом, проходите мимо не задерживаясь.

Для повышения позитивна и ауры добра эту статью будут иллюстрировать котики.
Для повышения позитивна и ауры добра эту статью будут иллюстрировать котики.

Не уверена, что предупреждение сработает, но возвращаюсь к теме реализма. В комментариях и на разных пабликах часто приходится читать сетования по поводу современной литературы. Чаще всего люди возмущаются, что всё заполонили книги фэнтези, а реалистическую прозу издательства издавать не хотят, потому и авторы ее не пишут. Здесь не имеются в виду любовные романы, это тоже реалистическая проза, но они вполне успешны как жанр и хорошо издаются и продаются.

Проблема с реалистической прозой есть, но дело тут явно не в издательствах, которым всё равно, что издавать, лишь бы покупали. Может, проблема в авторах, которые не умеют, да и не хотят писать реалистическую прозу? А то, что иногда пишут, люди не хотят читать? Попробую поразмышлять о подводных камнях этого направления в литературе

Проблема выбора темы

На первый взгляд, кажется, что реализм — это древнейшее направление в литературе, но на самом деле это не так. В какой-то момент истории, а точнее, в конце XVIII века, реалистическая проза стала доминировать и привлекла к себе внимание и писателей, и читателей возможностью показать жизнь со всех сторон, в том числе раскрыть социальные, межличностные, духовные проблемы. Но древнейшей формой литературы как раз-таки была фэнтези, то есть сказки и мифы. Но сейчас не об этом.

Известная всем моим постоянным читателям пушистая муза Ириска.
Известная всем моим постоянным читателям пушистая муза Ириска.

Писать реализм, на самом деле, намного сложнее, чем фэнтези, так как он требует, как ни странно, больше фантазии. Темы и сюжеты фэнтези легко придумываются, так как мы читаем сказки с детства. А для реалистической литературы нужно найти тему, которая одновременно была бы и жизненной, и оригинальной, и содержала бы в себе некое зерно, из которого можно вырастить полноценный сюжет.

Если мы возьмём историю обычного современного человека, то в большинстве случаев на её основе сюжета не построишь. Ведь для сюжета нужен конфликт, нужна арка героя, нужны какие-то события, которые бы этот сюжет двигали от завязки через кульминацию к развязке. То есть реалистическая проза рождается из фантазии автора, но фантазии, не выходящей за рамки реальности. Конечно, бывают интересные случаи, интересные истории, о которых можно написать книгу. Но как часто они происходят рядом с нами? Да и если происходят, то больше чем на сюжет рассказа не тянут. Поэтому большинство реалистических сюжетов авторами придуманы. Не всё, конечно. Л. Толстой написал «Анну Каренину» на основе реальных событий. Но это, скорее исключение. Я сейчас не говорю о биографиях, автобиографиях и мемуарах — это другие жанры.

Итак, первая проблема: как выбрать тему и придумать сюжет, чтобы он был интересный и реалистичный одновременно. Для этого нужно иметь и хорошую наблюдательность, и жизненный опыт, и фантазию.

Реализм требует знаний и умения обобщать

Думаю, все помнят со школы термин «типический герой», то есть герой, образ которого является собирательным и узнаваемым. В реализме это важно не только в отношении героя, но и в отношении описываемой ситуации, характера событий. Автор должен хорошо знать то, о чём он пишет, чтобы читатель мог увидеть что-то знакомое и понятное. Сложно писать реалистичный роман о деревне, если всю жизнь прожил в городе. Даже, казалось бы, малозначимое замечание о «табуне коров» может вызвать у читателя презрительное «фе!» и желание закрыть такую книгу. Или в одной из книг, что я редактировала, автор описал ситуацию (причём ключевую для сюжета), когда декан(!) в середине учебного года увольняет неугодного преподавателя. Человек, это написавший, явно ни дня не работал в вузе преподавателем, иначе бы он знал, что декан не является начальником преподавателей, и не может их уволить. Преподаватели подчиняются заведующему кафедрой и учебному управлению. А декан «рулит» студентами.

Кошка Мара (КошМара) - настоящая колдовская муза писательницы жанра фэнтези.
Кошка Мара (КошМара) - настоящая колдовская муза писательницы жанра фэнтези.

Вот балансировать между достоверностью и выдуманным сюжетом в реализме очень непросто. Это настоящее искусство, требующее не только таланта, но и обширных знаний. И понимание этого отпугивает многих авторов от реалистической прозы.

Степень реализма

Если взять любую максимально реалистичную жизненную историю, то из неё сложно сделать увлекательную книгу. Потому что это будет не слишком интересно. Вот, например, если описать, как сосед-алкоголик разводился со своей женой, то это может привлечь внимание читателей либо юмором (а он не всегда уместен), либо какой-то полуфантастичной историей. Ибо, что в самой этой ситуации может быть интересного? Разве что, для любителей подглядывать в замочную скважину.

Есть, конечно, социальный реализм, авторы которого вскрывают «язвы современности». Но много ли любителей такого сорта литературы среди читателей? И опять же даже такие произведения основываются, скорее, на гиперреализме, на утрировании этих самых язв, что заставляет сомневаться в их реализме, я уже не говорю о негативном заряде, который несёт такая литература. Посевом «доброго, разумного и вечного» тут и не пахнет.

Фото киски Ириски сделано более 5 лет назад, в эпоху зарождения этого канала. 24 июня 2019. На экране можно видеть одну из первых статей.
Фото киски Ириски сделано более 5 лет назад, в эпоху зарождения этого канала. 24 июня 2019. На экране можно видеть одну из первых статей.

И еще есть один момент, на котором я бы хотела остановить ваше внимание. В современном обществе с распространением теле- и интернет коммуникаций появилось море этого социального реализма любой степени остроты и отвратности. Более того, мне кажется, снижение роли реалистической прозы в художественной литературе связано с переизбытком этого самого реализма. Сейчас не XIX век, когда о тяжкой жизни городских низов и о проблемах дворянских семейств можно было прочитать только в художественных книгах. Сейчас всем этим объелись. Поэтому и хочется красивых сказок.

Вот и ищут авторы, не желающие причислять себя к писателям фэнтези, всякие лазейки, и появляются такие направления в литературе, как магический реализм, турбореализм, постреализм, которые, по сути, реализмом и не являются. А читатели, желающие читать реалистическую прозу… просто не знают, что они хотят.

О турбореализме читайте в следующей статье.