В розово-бархатном мире либералов, националистов и прочих сторонников капитализма бизнес должен являться социально ориентированным. То есть мелкие, средние и крупные предприниматели обязаны делиться непосильно нажитыми богатствами на благо общества, развивать его. Это в принципе является одной из столповых идей современного капитализма – постепенное осознание буржуазией своей исключительно прогрессивной роли в обществе и оказание посильной помощи в его развитии.
Сторонники этих идей даже приводят примеры, мол, посмотрите, крупные благотворительные фонды содержат те же бизнесмены в США, или конкретные проблемы решают богатейшие люди России. Только вот зачастую это связано с весьма приземлёнными целями, ведь ореол бизнесмена-благотворителя очень хорошо играет как для политического продвижения, так и в вопросе снижения налоговой нагрузки, что особо актуально в тех же Штатах. Как пишет сайт «krizis-kopilka», рассуждая о налоговой реформе в 2018 году:
«Благотворительность в США – это популярный способ, которым пользуются сверхбогатые люди, чтобы снизить свои налоги.
Управляющие хедж-фондов будут по-прежнему иметь возможность снизить налоговую ставку по инвестиционной прибыли благодаря лазейке в законодательстве.
С учетом положения о доле валовой прибыли, причитающейся распорядителю инвестиционного фонда, они смогут платить более низкие проценты со своей доли в прибыли фонда.
Обычно это около 20%, что ниже ставки в 39,6%».
Сегодня проблемы с редкими болезнями, возможностью обучения для всех и так далее решаются с помощью благотворительных фондов, однако достаточно изменить подход к распределению благ в обществе. Например, крупный бизнес может выплачивать в социальные фонды до 60% своего дохода, но последние изменения в налоговом законодательстве не сильно приблизились к этому. У человечества уже есть достаточно ресурсов для победы над болезнями и голодом, для обеспечения всех нуждающихся жильём и образованием. Именно существование капитализма с его отчуждением большего количества ресурсов в пользу мелких группок миллиардеров не позволяет грамотно распределить мировое богатство.
Ещё в 2010 году Вагит Алекперов, один из богатейших людей России, имеющий состояние в 15 миллиардов долларов, рассуждал в интервью у иноагента Алексея Пивоварова о социально ориентированном бизнесе. Там он привёл «притчу», вероятно, собственного сочинения:
«Я считаю, что государство должно быть терпимо к развитию бизнеса. Есть такая хороша притча, что начальный этап развития любого бизнесмена у меня ассоциируется с шакалом. Он ест и падаль, и всё что угодно, и всех вокруг боится. Когда он наелся, он эволюционирует в волка, который ест сырое мясо. Уже смелый, но всё-таки пуглив. Когда волк насытился, он становится медведем, который мало кого боится. Ест и рыбу, и мясо, и ягоды, большой и сильный. Когда медведь наестся, он эволюционирует... в корову. Она большая, ест только траву, и общество должно её доить. Но доить ни шакала, ни волка, ни медведя нельзя, потому что, как правило, реакция бывает обратной. Поэтому нужно ждать, когда бизнес дойдёт до стадии коровы, чтобы общество и государство его доило».
Вот такая добрая сказочка об эволюции от шакала до коровы. То есть общество и государство должно холить и лелеять бизнес, который ведёт свою деятельность исключительно из расчётов прибыли и рентабельности, закрывать глаза на то, как бизнес, будучи в стадии «хищника», сражается, отчего опять-таки недополучают простые людей. И рано или поздно по мановению волшебной палочки медведь превратится в корову и одарит всех своим буржуазным молоком. Единственное, за что можно похвалить господина Алекперова, так это за честность. Ведь он один из немногих крупных бизнесменов, кто прямо сказал, что бизнес - это хищник, который жрёт и падаль, и мясо, который ни перед чем не остановится, лишь бы вырасти. Только вот не в корову, а в нечто более монструозное и страшное.
Когда Пивоваров спросил Алекперова, в каком состоянии находится «Лукойл», Алекперов ответил, что в пограничном. Уже медведь, но ещё не корова. К слову, в 2010 году, «Лукойл» уже делал более 100 миллиардов долларов выручки, но, видимо, обществу было ещё рано что-либо требовать от сырьевого гиганта. Сейчас и подавно нельзя, нужно ведь «затянуть пояса».
Капитал – это самовозрастающая стоимость. Капиталу невыгодно отстёгивать средства на развитие общества, потому как если он не растёт, то он стремительно тает. Не растущий капитал перемалывается жерновами капитализма. Конкуренты, которые не вкладываются в общественно-полезные проекты, догонят, перегонят и выкупят. Это волчий закон рынка. Рисовать себе образ «атланта», который стоит в авангарде общества и двигает его вперёд – наивная глупость. Когда-то буржуазия была прогрессивна, но сейчас она мертвенной хваткой вцепилась в горло общества, наживается за его счёт и даже не думает действительно развивать мир. Бизнес может стать подлинно социально ориентированным только в случае, если сама буржуазия будет содействовать передаче средств производства в народную собственность. Да и при таком раскладе производство всё равно будет контролироваться банками, покуда сохраняется капиталистический способ хозяйствования. В целом, это будет противоречить прямым интересам буржуазии, так что этот сценарий видится более фантастическим, чем превращение шакала в корову.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Также рекомендуем переходить на наш сайт, где более подробно изложены наши теоретические воззрения, а статьи выходят раньше, чем на Дзене - https://tukaton.ru
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429