Сегодня мы читаем стихи из восемнадцатого псалма. Этот псалом - торжественный гимн Богу. Если в предыдущем семнадцатом псалме Давид воспевал Бога как защитника гонимых людей, уповающих на Него, то здесь звучит гимн Богу как Творцу всего внешнего мира.
“Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова́ их”.
Блаженный Феодорит Кирский, толкуя этот псалом, отмечает, что в нем указаны три главных источника, через которые Господь вступает в общение с нами.
- Первый - это творенье Божье, природа, вся вселенная. Они молчаливо, но величественно проповедуют Творца. Ведь мы знаем, что можно молчать, но одним внешним видом беседовать с окружающими. Так творенье проповедует Творца.
- Второй источник - это книга. Это уже прямое откровение Господа. Через пророков и святых Он излагает Свою волю в заповедях.
- И третье - это благодать Божья, через которую Господь наиболее тесно входит в общение с каждым из любящих Его.
На данный момент мы не станем подробно разбирать этого, достаточно запомнить, что окружающий нас мир, Священное Писание и благодать Божья - это три главных источника, через которые Господь беседуют с нами и открывает Себя.
“Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь”.
На богослужении вы часто слышите эти слова, они употребляется в разные периоды, но наиболее часто в праздники апостолов. Главный смысл служения апостолов состоял в проповеди о Воскресшем Христе.
Не случайно, что в праздник апостолов звучат именно эти строки, потому что творения Божьи, как и апостолы, главным смыслом своего существования имеют именно эту цель - проповедь Творца.
Еще раз повторим, главная цель неба над нашей головой не в том, чтобы защищать нас от метеоритов, УФ-излучения или проливать дождь для обилия урожая. Все это второстепенное. Главная цель неба над головой - проповедовать Господа. Ровно также и у солнца, и у луны, звезд, гор, океанов...
Далее псалмопевец говорит: “По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова́ их”. Нет такого места на земле, нет такого народа или человека, который бы не видел творения Божьи, а значит не имел бы возможности познавать Творца.
В наше время все чаще звучат голоса, оправдывающие языческий мир в поклонении идолам. Оправдывают по той причине, что язычникам не было прямого откровения, как, например, народу Израильскому на горе Синай. Они задают вопрос: “как язычники могли знать, если им Бог не являлся и не говорил с ними?”
Так вот эти строки псалма отвечают нам. Небеса и все творения Божьи - они проповедуют истинного Бога. Даже в отсутствии прямого откровения через Моисея или книгу каждый имеет возможность постигать Единого истинного Творца. Поэтому апостол Павел говорит, что язычество, как явление, не имеет извинения в своем существовании. Оно не может рассматриваться как богоугодная ступень развития человечества, но является его отклонением.
Итак, почему же нам с вами так важно созерцать окружающий нас мир?
Не потому что пребывание на природе полезно для здоровья и даже не потому что успокаивает и приводит в порядок нашу нервную систему. Хотя это важно, но все же это земное. Природа, в первую очередь, - это источник откровения Бога, через нее с нами общается Сам Господь.
Его неспроста называют Творцом. Возьмите любого земного творца. Через его творения вы можете заглянуть в его душу, узнать, чем жил этот человек, о чем думал, что чувствовал. Таким образом, через свои творения творцы беседуют с нами, вы можете услышать Бетховена или Пушкина, увидеть Микеланджело, Рубенса, Шишкина.
В картинах, музыке, архитектуре человек зачастую оставляет не просто часть себя, но всецело через них открывает свой внутренний мир. Многие творцы оставили после себя лишь одно, но самое важно творение, которое лучше всех потомков и исторических свидетельств, спустя многие века, рассказывает нам о своем творце.
Поэтому, смотря на творения их рук, люди испытывают восторг. И эти чувства возникают не от того, как красиво и точно легли линии картины или ноты произведения, восторг возникает потому что мы через творения имеем возможность вступить в общение с творцом.
Также и Господь, Он тоже Творец, и все Его творение беседует с нами и открывает нам Его. Вот главная причина, по которой на майские праздники нужно выезжать не только, чтобы поесть вкусный шашлык, но еще и побыть на природе, созерцая Творца через Его творения.
Царь Давид часто взирал на небеса, луну и звезды, и как мы видим через его псалмы, творения Божья много чему его научили.
Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.
ПСАЛОМ 17. СКОРБИ НУЖНЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ МЫ ПЕРЕСТАЛИ НАДЕЯТЬСЯ НА ЛЮДЕЙ И НА СЕБЯ
16 ПСАЛОМ-МОЛИТВА. ВОПЛЬ В СКОРБЯХ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ