В ходе исследования были опрошены дети в возрасте от 4 до 15 лет после просмотра диснеевского мультфильма «Головоломка 2». По сюжету действия разворачиваются преимущественно в голове 11-летней девочки, где её эмоции, персонифицированные в разных персонажах, — конфликтуют между собой о том, как лучше всего помочь ей в жизни. При создании этого мультфильма проводились обширные консультации с психологами, чтобы анимация эмоций соответствовала реальным знаниям.
Этот мультфильм также хвалят за его содержательное послание об эмоциях и человеческих связях, а также за то, что он содержит изображения моральной красоты.
Исследования, проведенные среди взрослых, показывают, что наблюдение за актами нравственной красоты, такими как сострадание, доброта, прощение, благодарность, любовь, храбрость, самопожертвование или любое другое яркое проявление добродетели, может быть значимым и побуждать людей чувствовать себя «движимыми любовью». Могут ли дети тоже испытать это?
Исследовательская группа поговорила с детьми, задавая в основном открытые вопросы, чтобы побудить их поделиться своими мыслями, включая ключевой вопрос: «Что вам больше всего запомнилось из мультфильма?" Дети смотрели кадры важных сцен и им предлагалось объяснить своими словами, что произошло.
Результаты исследования показало, что мультфильмы могут быть значимы для детей в четырёх следующих аспектах (предупреждение: впереди спойлеры).
1. Истории могут стимулировать социальный интеллект
Во время просмотра дети понимали чувства, мотивы и поведение героев, используя свои навыки социального интеллекта. Они также развивали эти навыки, когда перед ними стояла задача разобраться в истории.
Их новые идеи включали осознание мотивов и чувств других, а также осознание своих собственных чувств. Дети часто были взволнованы, получая новое понимание каких-то вещей (что часто происходило во время интервью). Многим детям было сложно понять сцену, в которой один из персонажей — Бинго Бонго — выручает Радость. Дети недоумевали, что именно произошло и почему он это сделал. Также они были в восторге, узнав, что он прыгнул специально, чтобы помочь.
Многие дети узнавали в себе одушевлённые эмоции, что помогало им понять свою внутреннюю жизнь. Например, дети рассказали, что, когда они раздражаются, у них такое ощущение, будто макушка горит.
2. Мультфильмы дарят возможность ощутить (нравственную) красоту
Ещё одним важным моментом, в котором «Головоломка 2» оказалась значимой, стала возможность ощутить моральную красоту. Дети отметили, что им понравилось видеть в мультфильме проявления сострадания, доброты, любви и храбрости.
Кстати, подобное чувство начинает проявляться у детей примерно в возрасте восьми лет.
3. Мультфильмы помогают детям лучше понять жизнь
Во время просмотра детям предлагалось следовать по стопам главной героини и к ним приходили схожие идеи, что и у неё. По ходу истории Радость обнаруживает важность Печали и в конце сотрудничает с ней и другими эмоциями. Дети, в свою очередь, отмечали, что грусть важна и что для полноценной и счастливой жизни необходимо взаимодействие всех эмоций.
После просмотра дети часто упоминали то, чему научилась Радость, а это означает, что они могут извлечь много важных уроков из разных мультфильмов.
4. Истории могут вдохновить детей никогда не сдаваться
Дети восхищались упорством главной героини. Одна девочка спонтанно заявила, что Радость вдохновила её никогда не сдаваться в жизни.
Чем больше идей дети получали во время просмотра, тем более значимой для них становилась история. Разговор о мультфильме или его повторный просмотр помогли им получить больше информации (это одна из причин, почему дети часто пересматривают мультики повторно).
Как помочь детям учиться по мульфильмам
Чтобы побудить детей понять эмоции и поведение персонажей, спросите: «Как ты думаешь, что […] чувствует?» или «Как ты думаешь, что изменило его/её/их мнение?»
Чтобы узнать, что в рассказанной истории на экране показалось им трудным, спросите детей, что заставило их задуматься: «Было ли в мультике что-то, над чем тебе пришлось подумать?» или «О ком вам приходилось думать больше всего?»
Если в фильме есть акты нравственной красоты, спросите: «Какая часть мультфильма была самой красивой для тебя?».
А какие мультфильмы смотрят ваши дети? Какие из них они неоднократно пересматривали? Что им больше всего понравилось?