Половина лета уже позади. Кто-то получил свои домашние рекомендации на каникулы от учителей, а кто-то наслаждается беззаботным отдыхом. Одни родители тратят силы и время, чтобы вместе с половиной лета не прошла и половина школьных знаний, а другие пропадают на работе и дачах, с ужасом ожидая первого сентября. Желающих учиться летом немного, а особенно среди самых маленьких – учеников начальной школы. А желающих все забыть и наполучать осенью двоек – еще меньше. Сегодня поделюсь веселыми способами организовать повторение, которые, конечно, не заменят полноценного повторения материала к школе, но определенно развлекут и детей, и их родителей.
Игры-бродилки
Нам нужны: большой лист бумаги (альбомный или А3), фломастеры и карандаши, можно наклейки или вырезанные картинки и клей, 1-3 обычных тетрадных листа, фишки (легко заменяются мелкими игрушками или фигурками/кубиками лего), игральный шестигранный кубик.
Что делаем:
- рисуем поле для игры (а если ребенок не особо любит творчество, поле можно найти в интернете и распечатать). Цифры могут быть любой формы (кружки, квадратики), любого цвета, обязательно украшаем это поле, придумываем штрафные и наградные клетки, из которых нужно переместиться вперед или назад. Ниже покажу пример поля из интернета, но обычно дети любят придумывать и рисовать их сами. Не забудьте про «Старт» и «Финиш».
Самих цифр слишком много делать не нужно. 30-40 – идеальное количество. Меньше – игра будет заканчиваться слишком быстро, больше – родители замучаются придумывать задание.
- На тетрадных листках родители пишут задания на повторение. Важно, чтобы это были простые задания, которые выполняются буквально за полминуты – минуту. Можно объединить повторение нескольких предметов. Можно сделать разные игры, отдельно задания по математике, русскому, каким-то другим предметам.
- Теперь можно играть! Ребенок кидает кубик, идет на нужную клеточку и выполняет задание, которое на вашем листке под таким же номером. Если задание выполнить не получилось, то родитель напоминает, как это делается, а ребенок пропускает ход (или возвращается на свою предыдущую клетку). Кто первый дошел до финиша – победитель!
- Если детей несколько, то родителям проще, но все равно придется выступать судьей. А вот если младший школьник один, нужно играть на равных. И да, честно выполнять выпавшие вам задания.
Приведу ниже примеры 20 заданий, которые могут подойти для комплексного повторения ученикам 2-3 классов, так что игру на 20 клеточек сможете сообразить уже сегодня 😊
1. Какие буквы нужно вставить в этих словах? «ж…вотное, ш…шка, р…бота»
2. Посчитай до 10 по-английски.
3. Реши примеры: 25+48, 56-38.
4. Назови род данных слов: компьютер, лось, ведро, игра, смелость, столб, окно.
5. Придумай примеры на «+» и «-» для соседа справа.
6. Назови членов своей семьи по-английски.
7. Расскажи таблицу умножения на «2»
8. Нарисуй 4 разные геометрические фигуры и назови их.
9. Запиши на листочке это предложение и подчеркни его основу: «В лесу дети собрали много ягод».
10. Реши задачу: «На прошлой неделе папа дал Андрею 45 рублей, а Ане 53. Смогут ли ребята вместе купить сладкую вату за 76 рублей?»
11. Расскажи таблицу умножения на «5»
12. Исправь ошибки в словах: «малоко», «чяща», «сонце», «сопог».
13. Подбери проверочные слова и вставь правильные буквы: к…за, л…са (бежит по поляне), л…са (в нашей стране густые), м…чом (мальчик разбил вазу), м…чом (рыцарь сражается с врагом).
14. Реши пример: 25+15-24+63-10.
15. Придумай предложение, в котором будут два существительных, глагол и предлог.
16. На листочке в клетку нарисуй прямоугольник и найди его периметр.
17. Назови пять цветов по-английски.
18. Перечисли континенты нашей планеты.
19. Напиши один пример на умножение и один – на сложение, чтобы в ответе получилось 20.
20. Попроси соседа слева выполнить любое задание из списка.
Морской бой
Простые знакомые многим правила старого доброго морского боя легко подстраиваются под повторение математики и английского. Можно использовать классический размер поля 10х10, а для более быстрой игры его можно уменьшить до 8х8. На такое поле легко встает один трехпалубный корабль, три двухпалубных и четыре однопалубных. Не буду здесь подробно расписывать правила игры в «Морской бой», их легко можно найти в интернете, если вдруг неизвестны. Остановлюсь на том, как с их помощью повторять.
Математика: вместо классического названия клеток можно написать цифры и по вертикали, и по горизонтали. Договориться, что вы стреляете примерами на сложение или умножение (с делением и вычитанием тоже можно, но цифры подбирать придется тщательнее), и во время выстрела решать пример. Также необходимо оговорить, какая цифра в примере идет в начале (строка или столбец). Допустим, мой морской бой сегодня – на сложение, начинаем со столбца.
Тогда, чтобы сделать выстрел в отмеченную клетку, необходимо сказать: «4+13=17»
Английский
Тут возможны варианты для совсем маленьких. Например, по столбцу написать цвета, а по строке – предметы. Тогда выстрелы будут выглядеть примерно следующим образом: «yellow pen».
А можно задействовать морской бой для повторения времен английского глагола. Тогда в левом столбце будут местоимения или имена, а в верхней строке – глаголы. Заранее договариваемся, в каком времени играем, и стрелять тогда нужно предложениями в этом времени, правильно спрягая глагол под нужное местоимение или имя.
Так, если мы играем во времени Present Continuous, то, чтобы выстрелить в синюю клетку, необходимо составить предложение «Tom is reading», а чтобы в зеленую – «We are eating».
Квест – поиск сокровищ
Чтобы развлечь детей повторением более подвижно, а, может, даже на свежем воздухе, нам потребуется карта местности (можно схемами, главное объяснить детям, что такое схема и что бочка, к примеру, сверху выглядит круглой, вот и нарисована кругом), несколько заданий, как мы составляли для игры-бродилки, и фантазия на интересные подсказки.
Детям вручается карта, на которой обозначено первое место, где спрятано задание. Если родители вовлечены в игру, то прятать можно только задание, а если дети играют самостоятельно, то и подсказку-переход можно писать на том же листочке. Главное, на финише проверить, насколько честно все было сделано.
Например: Дети находят на даче под лестницей листок с заданием: «Напишите таблицу умножения на 5», и на том же листке: «Сто одежек и все без застежек. Кто я? Я тот, кто прячет следующее задание», так дети узнают, что следующее задание – возле грядки с луком.
На финише в случае успешного выполнения заданий ребят обязательно должны ждать призы в виде вкусняшек или еще чего-то нужного и интересного.
Не успеем оглянуться и серьезная учеба к нам вернется. А пока, желаю всем удачно и хорошо отдохнуть и развлечься.