Найти в Дзене

Гигнтский паук «Мама» Луиз Буржуа: защитник или хищник?

Гигантский, почти девятиметровый паук на тонких лапках на первый взгляд может навевать жути. На самом же деле это произведение художницы Луиз Буржуа весьма автобиографично — это посвящение её маме. Но почему именно паук, и как он связан с матерью художницы? Давайте разбираться. Луиз Буржуа родилась Париже в 1911 году в состоятельной семье. Мать будущей художницы умерла, когда Луиз было двадцать лет. Это так потрясло девочку, что спустя несколько дней она совершила попытку самоубийства, бросившись в реку. К счастью, её успел спасти отец. В 1938 году Луиз вышла замуж за американского историка искусства Роберта Голдуотера и переехала в Нью-Йорк. В 1951 году, когда умер ее отец, она  начала посещать психоаналитика — это продолжалось вплоть до начала 1980-x. Мотив паука встречается в рисунках Буржуа, сделанных ещё в 40-е годы но лишь к концу 1990-х он вышел на первый план. В 1994 году художница создала первую гигантскую статую паука, за которой вскоре последовала целая серия. Слава пришла
Оглавление

Гигантский, почти девятиметровый паук на тонких лапках на первый взгляд может навевать жути. На самом же деле это произведение художницы Луиз Буржуа весьма автобиографично — это посвящение её маме. Но почему именно паук, и как он связан с матерью художницы? Давайте разбираться.

Немного о художнице

Луиз Буржуа родилась Париже в 1911 году в состоятельной семье. Мать будущей художницы умерла, когда Луиз было двадцать лет. Это так потрясло девочку, что спустя несколько дней она совершила попытку самоубийства, бросившись в реку. К счастью, её успел спасти отец.

 Луиз Буржуа (справа) с родителями, старшей сестрой и младшим братом
Луиз Буржуа (справа) с родителями, старшей сестрой и младшим братом

В 1938 году Луиз вышла замуж за американского историка искусства Роберта Голдуотера и переехала в Нью-Йорк. В 1951 году, когда умер ее отец, она  начала посещать психоаналитика — это продолжалось вплоть до начала 1980-x.

.Луиз Буржуа в 1946 году
.Луиз Буржуа в 1946 году

Мотив паука встречается в рисунках Буржуа, сделанных ещё в 40-е годы но лишь к концу 1990-х он вышел на первый план. В 1994 году художница создала первую гигантскую статую паука, за которой вскоре последовала целая серия.

Слава пришла к Буржуа в возрасте, до которого некоторые не доживают — в 1982 году, когда MoMA удостоил её ретроспективы, ей исполнилось 70 лет. А дожила художница до почтенного 98-летнего возраста, при этом в творчестве не переставала говорить о детстве. Некоторые критики утверждали, то Буржуа сознательно эксплуатирует скандальные темы и образы, раз за разом обращаясь к одним и тем же фактам биографии. И даже в некрологе один из критиков написал:

«Интересно, будет ли это искусство, которое ничего не значит вне автобиографического контекста, предметом восхищения после смерти автора?»
Луиз Буржуа
Луиз Буржуа

О скульптуре паука «Мама»

Что мы видим

«Мама» грозно нависает над головам зрителей у здания Mузея Гуггенхайма в Бильбао (там установлена одна из версий скульптуры — всего существует семь отливок «Мамы»). Её тонкие ноги напоминают арки готической церкви, а над головами людей — мешок с яйцами. Находясь под пауком, по задумке Луиз Буржуа, мы должны ощущать заботливое присутствие паука, обеспечивающего нашу защиту.

Мешочек с мраморными яйцами
Мешочек с мраморными яйцами

Тонкость лапок, на которых держится массивное тело, придает скульптуре оттенок хрупкости и уязвимости. А гигантским размером Буржуа хочет напомнить зрителю, каково это — быть ребенком, когда всё вокруг кажется огромным и пугающим. И только наши родители — чать «большого» мира — готовы нас защитить, пусть и став угрозой другим.

Первая версия паука была выполнена из стали, последующие отливки — из бронзы, именно бронзовая «Мама» установлена у Музей Гуггенхайма. Бронза — материал, который скульпторы использовали на протяжении двух с лишним тысячелетий. И в этом «Мама» наследует традицию, простирающуюся от Античности до современности.

Как и многие бронзовые статуи под открытым небом, «Мама» покрыта патиной. И это в том числе создает эстетический эффект: патина напоминает продукты секреции, присутствующие на тельцах живых пауков.

-6

Паук производит завораживающее в и то же время пугающее впечатление. В природе пауки — хищники, умело заманивающие добычу в свои сети. Некоторые представители арахнидов смертельно ядовиты, другие — съедают своих половых партнеров. Пауки регулярно фигурируют в кошмарах и страшилках. Всё это не может не влиять на наше восприятие скульптуры. В ней есть зловещий оттенок.

Смыслы

За интересом Буржуа к паукам стоит, по-видимому, eе потребность в заботе и защите. Оригинальное название работы — Maman — прямо отсылает к материнству и имеет личный характер: художница использовала родной французский язык и форму неформального домашнего обращения.

«Мама» в Гамбургском Кунстхалле, Гамбург, Германия
«Мама» в Гамбургском Кунстхалле, Гамбург, Германия

Под Мамой Буржуа имела виду собственную мать, к которой была очень привязана. Она говорила о матери как о своей «лучшей подруге, осмотрительной, умной, терпеливой, готовой утешить, рассудительной, деликатной, нежной, незаменимой, аккуратной и деятельной, как паук. Она могла защитить и себя, и меня, отказываясь отвечать  на глупые, дотошные, смущающие личные вопросы».

Луиз Буржуа с матерью
Луиз Буржуа с матерью

Maman — олицетворяет всё, что мать может дать своей дочери. Буржуа объясняла:

«Паук — это ода моей матери. Она была ткачихой как паук. Моя семья занималась реставрацией гобеленов, и мать отвечала за мастерскую. Как и пауки, моя мать была очень умна. Пауки дружелюбны и едят комаров. Все мы знаем, что комары вредны, ведь они разносят болезни. А значит, пауки полезны и заботятся о нашей защите, так же как моя мать»

В то же время Буржуа писала о матери так:

«Я никогда не устану воссоздавать её образ. / Я хочу есть, спать, спорить, причинять вред, разрушать...»

Пауки Буржуа в высшей степени противоречивы как символы материнства: это одновременно защитники и хищники. Паучий шелк используется как для изготовления коконов, так и для связывания добычи, — и олицетворяет одновременно силу и хрупкость. Ноги паука могут быть как клеткой, так и защитой от опасной внешней среды.

«Мама» в России

Выставка Луиз Буржуа проходила в российском эрмитаже в 2001-2002 годах. Гигантский паук Maman тоже был частью экспозиции.

-9

По мнению искусствоведа, сотрудника Эрмитажа Чекмарёвой Марины , несмотря на то, что образ паука к моменту создания скульптуры распространился повсеместно и использовался уже множество раз, Буржуа создала скульптуру, «обнажающую суть этого образа: немощное тело и жёсткие сильные лапы». Огромный паук, защищающий драгоценные яйца в стальном теле-клетке, вызывает чувство страха, но также передает почти острую уязвимость.

-10

О подходе Луиз Буржуа к искусству

Художницу в какой-то мере можно считать представительницей «позднего сюрреализма» в современном искусстве. Но если сюрреалистов интересовало фантастическое, шокирующее содержание подсознания, то Буржуа сосредоточенно исследовала собственную психику, уязвимости, тревоги и страхи.

Работы Луиз Буржуа одновременно глубоко личные — с частыми отсылками к болезненным детским воспоминаниям — и универсальные. Изучение ее биографии — основное орудие толкования её работ.

Луиз Буржуа
Луиз Буржуа

Искусство для Буржуа — путь к самопознанию, и путь весьма тернистый. По словам художницы, «в основе любого искусства лежат наши сокрушительные неудачи и неисполнимые потребности». Своё творчеству Луиз рассматривала как «род психоанализа», способ противостояния внутренним демонам путем превращения личной травмы в универсальный пример. Она говорила:

«Мои эмоции несоразмерны с моими габаритами. Не сами эмоции, а их сила — она ​​просто невыносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам»

Также творчество Буржуа связано с контекстом второй волны феминизма. В своих работах она затрагивала аспекты женского опыта: патриархальное угнетение, материнство, домашнюю изоляцию и т.п. Её фигура помогла укрепить женщин, как полноправных субъектов мира искусства. При этом сама художница говорила:

«В моем искусстве нет никакой феминистской эстетики. Ничего похожего! В нем есть психологическое содержание, и оно таково, какого оно есть, вовсе не потому, что я женщина».
Луиз Буржуа
Луиз Буржуа

Творчество Буржуа связано не только с ее личным опытом терапевтического лечения, но и с психоаналитической теорией. В полном согласии с фрейдистской теорией Буржуа видела в искусстве «симптом». Художница считала, что для творческой личности состояние травмы и мучения неизбежно. Она использовала искусство, как орудие «экзорцизма» и считала, что истинному художнику суждено бесконечно повторять фрейдовскую «первичную сцену» — травмы, пережитые в детстве. Буржуа считала:

«Искусство — гарантия психического здоровья»

-13