— Вот если бы у меня была возможность начать жизнь сначала, — сказал Макар, — я бы прожил её иначе. По-другому. Не так, как живу сейчас.
Услышав такое, Настя с интересом посмотрела на мужа.
— Что же тебе мешает, Макар, начать свою жизнь сначала? — спросила Настя.
Макар усмехнулся.
— Что мешает? — с вызовом переспросил он. — Для этого нужно уметь возвращаться в прошлое. А этого ещё никто не умеет.
— Так уж и никто? — спокойно ответила Настя. — Я знаю людей, которые запросто могут отправить любого человека не то что в прошлое, а вообще куда угодно.
— Сказки всё это. Не верю. Путешествие в прошлое невозможно, потому что это вызывает очень много неразрешимых ситуаций, вступающих в противоречие друг с другом.
— Ну и не верь. Зачем тогда говоришь, что хочешь начать всё сначала?
— Говорю, потому что это моя мечта. Несбыточная, но мечта. А ты смеёшься надо мной. Выдумываешь про каких-то людей со сверхъестественными способностями, вместо того чтобы просто вместе со мной пофантазировать на эту тему.
— Почему выдумываю?
— Потому что таких людей нет. И путешествовать во времени никто не умеет.
— Если хочешь, они уже сегодня тебя туда отправят. Начнёшь там свою жизнь сначала и будешь счастлив. Ты ведь этого хотел?
За эти слова Макар не на шутку рассердился на Настю, но старался держать себя в руках. И прежде чем продолжить разговор, ему нужно было успокоиться. Для этого он закрыл глаза, глубоко вздохнул, медленно выдохнул, открыл глаза и посмотрел на жену.
И всё это время Настя с трудом сдерживалась, чтобы не рассмеяться.
— Слушай, Настя, — сказал Макар, когда успокоился, — давай вот без этого, ладно? Мне сейчас не до шуток. Жизнь и так вся под откос, а тут ещё ты со своими шуточками.
— Неужели всё так плохо? И ничего хорошего в твоей жизни нет?
— Ничего хорошего.
— А я? А наши дети?
— И ты, и наши дети — всё могло быть лучше, если бы я смог вернуться в прошлое и начать всё сначала. Тогда и квартиру бы купили без ипотеки. И долгов бы не набрали столько, что к концу жизни только и рассчитаемся. А ты шутки надо мной шутишь. Нехорошо.
— Я только за то, чтобы тебя в прошлое отправить, — ответила Настя. — Хотела помочь тебе жизнь сначала начать. Чтобы без долгов. А если не хочешь, так я и не буду. Извини, что хотела, как лучше.
— Слушай, Настя, давай ты сейчас признаешься, что пошутила, просто хотела поддержать мой разговор и вместе со мной пофантазировать на эту тему. Договорились?
Прежде чем ответить, Настя некоторое время пристально смотрела на мужа. Потом не выдержала и рассмеялась.
— Ну хорошо, — сказала она. — Твоя взяла. Пошутила. Хотела поиграть с тобой. Думала, ты поверишь. Не получилось. Ну что же, давай тогда просто вместе фантазировать.
— Это другое дело. Просто фантазировать вместе я не против, — сказал Макар. — Давай пофантазируем.
— Начинай, — предложила Настя.
И Макар начал.
— Тогда, — сказал он, — вернёмся чуть назад, когда ты сказала, что твои знакомые это могут. Итак! Хочешь сказать, что они действительно это могут?
— Могут.
— Хорошо. Я согласен отправиться в прошлое и начать жизнь сначала.
— Насколько далеко в прошлое ты хочешь вернуться, Макар?
— Давай в последнюю группу детского сада. Тогда я только-только начал серьёзно задумываться о себе и о своём будущем.
И вот так они ещё немного весело пофантазировали, а потом пошли гулять. А к вечеру Макар уже и забыл о том, что он наговорил своей жене. И когда ложились спать, он думал уже о чём угодно, но только не о том, чтобы всё начать сначала.
А проснувшись утром, Макар даже не понял, где именно он находится. Потому что рядом была его мама, но только очень молодая. Она говорила, чтобы он поскорее поднимался, потому что ему нужно идти в садик; там завтрак скоро, и если они опоздают, то воспитательница Мария Ивановна будет ругаться, а сам Макар останется без завтрака, и тогда...
В кабинет постучали.
— Иван, надо серьёзно поговорить! — кричала Зоя. — Открой, пожалуйста.
«Вот же как не вовремя! — сердито подумал Иван. — Наверное, про деньги прознала. Только-только вдохновение нашло и начал сочинять что-то серьёзное, как она тут же всё испортила».
— Я работаю! — раздражённо ответил Иван. — Давай не сейчас.
— Нет, сейчас. Жду тебя на кухне.
— Иду, — закричал он. — Допишу только.
— Допиши и приходи.
Зоя ушла на кухню, а Иван начал соображать, что он хотел написать дальше. Но в голову ничего не шло.
«Ну вот, что я хотел написать дальше? — подумал он. — Ведь хотел же что-то. Точно, хотел. Сейчас и не вспомню. Ладно, на сегодня хватит. Завтра продолжу».
— Вот ты меня прервала, Зоя, — сердито произнёс Иван, заходя на кухню, — а я, между прочим, гениальную вещь начал сочинять.
— Мне звонила твоя мама, — строго произнесла Зоя. — Ты опять занял у неё деньги.
— Я забыл тебе сказать, Зоенька. Это на моё развитие.
— Опять на развитие? И сколько в этот раз?
Иван назвал сумму. Зоя схватилась за голову.
— Да ты в своём уме, Иван? — закричала Зоя. — За ипотеку ещё не выплачено. Прежние долги не розданы. А ты ещё взял? Да ещё и так много?
— Именно столько стоит обучение на курсах сценаристов.
Услышав такое, Зоя побледнела.
— Ты пошёл учиться на сценариста? — слабым голосом спросила она. — Зачем?
— Хочу теперь развиваться в этом направлении. Чувствую, что это именно то, что мне нужно сейчас.
— Но у нас ведь дети, Ваня. Ты о них подумал?
— Я подумал, что ничего не будет плохого, если у моих сыновей будет духовно высокоразвитый отец. Сейчас все учатся, Зоя. Кроме тебя, разумеется. Столько курсов разных кругом понаоткрывалось. Любую специальность можно освоить. Учись — не хочу. Кстати, я разговаривал с детьми, и они меня поддерживают.
— Ваня, я не против, что ты духовно развиваешься и дети тебя поддерживают. Но надо же и меру знать.
— Как?! Знать меру в развитии?! Да что ты такое говоришь, Зоя? Мне страшно тебя слушать! В духовном развитии человека меры быть не может!
— Ещё как может, Ваня. Особенно в духовном. Потому что у нас долги. Квартира не оплачена.
— Опять ты с этой квартирой, Зоя. Надоело. Сколько можно. Квартира, квартира. Выплатим.
— Когда?
— Мы её только два года назад взяли. На двадцать пять лет. Впереди много времени. А сейчас мне не до этого. Сейчас я развиваюсь как сценарист. И у меня неплохо получается. Преподаватели меня хвалят.
— Какие преподаватели, Ваня?
— Лучшие, Зоя! Лучшие в нашей стране преподаватели. Эх, Зоя. Если бы ты только знала, какое значительное будущее меня ждёт. Великое будущее!
— Ты то же самое говорил, когда мы только поженились. Говорил, что как писателя тебя тоже ждёт великое будущее. И что? Прошло уже больше двадцати лет, а где оно, это великое будущее? Два недописанных романа, четыре неоконченных повести и сотня начатых рассказов. Вот и все твои достижения. А сколько денег было потрачено, чтобы ты стал писателем!
— Писатель — это ерунда, Зоя. Забудь про писателя. Писатель — это вчерашний день. Потому что сегодня никто книжек не читает и никому не нужны новые Чеховы, Тургеневы и Белинские. Сегодня все смотрят кино.
— То же самое ты мне говорил пятнадцать лет назад, когда увлёкся музыкой. И мы тогда тоже влезли в долги, потратив кучу денег на твоё обучение на курсах гитаристов. Гитару тебе купили. И что? Где та гитара?
— Лежит на шкафу.
— Правильно. Потому что играть на ней ты так и не научился.
— Почему не научился? Кое-что могу.
— На трёх аккордах?
— Да сейчас вся современная музыка на трёх аккордах.
— Допустим. Но после была школа живописи.
— Она мне тоже многое дала. Я теперь разбираюсь в живописи.
— А затем была бизнес-школа.
— Я теперь знаю, как вкладывать огромные деньги, чтобы получать в разы больше.
— И много ты выгодно вложил, Ваня?
— Вкладывать пока нечего, Зоенька. Нужны значительные стартовые капиталы. Но я вложу, обязательно вложу. Вот только заработаю миллионов десять долларов и вложу. Мы станем богатыми, Зоя. Обещаю.
— То же самое ты говорил, когда пошёл на курсы рестораторов. Они тоже были очень дорогие и у лучших мастеров.
— Курсы рестораторов — это да. Признаю. Рестораторы — это была моя ошибка. Но я ведь извинился.
— А потом были курсы дизайнеров. Дорогие. У лучших мастеров. А потом — по открытию сайтов и блогов. А потом — по продаже конфискованного имущества.
— Придёт время, Зоя, и всё это даст свои плоды. Просто сейчас ещё не время для того, чтобы торговать конфискованным имуществом.
— А помнишь, десять лет назад ты заявил, что хочешь изучать иностранные языки? Ты ещё сказал тогда, что все великие писатели потому и великие, что знали иностранные языки. И умело перекладывали на русский язык то, что читали у немцев, англичан и французов. Помнишь? Ещё в пример мне приводил Пушкина, Лермонтова, Достоевского и Гончарова.
— Помню. И что?
— И то! Сколько мы тогда денег потратили на твоё обучение на курсах иностранных языков?
— Много.
— А результат?
— Отрицательный результат, Зоя, — это тоже результат. Я понял, что заниматься переводами — это не моё. Но согласись, Зоя, что любое обучение не проходит зря. Я очень много нового узнал на этих курсах. Открыл для себя много новых имён.
— А теперь ты решил стать сценаристом?
— Великим сценаристом, Зоя. Великим!
— То есть, без тебя в нашей стране сценаристов не хватает?
— Великих не хватает. А разве ты сама не видишь этого, Зоя? Ты же ходишь в кино, смотришь телевизор. Их нет. А то, что имеется, — это всё такая мелюзга, а не сценаристы.
— И давно ты развиваешься в этом направлении?
— Уже целый месяц, Зоя. Прости, что я сразу не поставил тебя в известность. Но я был так взволнован. Сначала не говорил, потому что боялся, что меня не примут. Я ведь пошёл учиться в самый престижный институт нашей страны.
— Тебе, наверное, пришлось сдавать трудный экзамен?
— Меня взяли без экзаменов, Зоя. На платное обучение экзаменов нет. Тем более, заочное обучение. Без отрыва от основной работы.
— Я правильно поняла, что туда принимают всех подряд, лишь бы деньги платили?
— Можно и так сказать. Нет, они, конечно, для вида прочитали мои незаконченные произведения. Но я уверен, что и без этого бы приняли. Им же надо как-то зарабатывать.
— А почему тогда ты боялся, что тебя не примут? Обучение заочное, принимают всех подряд.
— Так ведь обучение не бесплатное. А вдруг мама денег бы не дала? В таком случае, зачем я зря буду тебя беспокоить.
— А почему ты меня не побеспокоил, когда мама дала деньги? Почему я только сегодня узнала от неё, что опять должна ей кучу денег?
— Забыл, Зоенька! Вот веришь, просто взял и забыл. Сразу погрузился в учебный процесс и позабыл всё на свете. Столько всего сразу на меня свалилось, первый курс — самый трудный. Столько нужно всего изучить, столько фильмов пересмотреть. Вот веришь, сценарии писать некогда. Целыми днями, в основном, только и делаю, что рекомендованные кинофильмы смотрю. Даже на работе замечание сделали. Но сегодня у меня наконец-то пошло. И когда ты ко мне стучалась, я как раз начал одну великую вещь.
Иван уже не первый раз поступал таким образом. Это уже стало традицией в их семье. А началось это более двадцати лет назад, вскоре после их свадьбы.
— Сынок, — сказала тогда Ивану его мама, — ты теперь женатый человек, а это значит, что теперь о тебе буду заботиться не я, а твоя жена.
— Да как же это? — удивился тогда Иван. — А ты? Разве ты не будешь и дальше оплачивать моё духовное развитие?
— По-твоему, мне больше делать нечего, сынок?
— По-моему, нечего, мама.
— Нет уж. Теперь это должна делать твоя жена.
— А если она не захочет?
— Тогда тебе придётся самому зарабатывать деньги на своё духовное развитие. Или искать себе другую жену.
— Но, мама! — воскликнул Иван. — Ты же знаешь, что я нахожусь в процессе поиска своего дела. Которое в будущем принесёт мне огромные деньги. Но для этого нужно учиться. Сейчас так много разных интересных курсов. В любой институт можно поступить без экзаменов. Только деньги плати. Но такое обучение стоит дорого. А я не хочу всю жизнь работать обычным инженером.
— Самое большее, сынок, что я могу для тебя сделать, — ответила мама, — это давать твоей жене в долг на твоё обучение.
— Почему моей жене, а не мне?
— Потому что это она много зарабатывает, а не ты, — ответила мама.
Вот с тех пор и повелось. Как только Иван хотел повысить своё духовное развитие в какой-нибудь области, так сразу он занимал у мамы деньги, а Зоя за это расплачивалась.
Почему она так делала? Здесь всё просто. Она любила мужа и хотела, чтобы он развивался духовно и осуществлял все свои мечты. А кроме того, она не хотела ссориться со свекровью.
А теперь Зоя узнала от свекрови, что Иван снова занял деньги.
— Я, Ваня, может, тоже хочу учиться, — жаловалась она. — Но не могу этого себе позволить.
— Почему? — искренне недоумевал Иван.
— Ты ещё спрашиваешь?
— Но я действительно не понимаю, Зоя. Если ты хочешь, почему не учишься. Деньги нужны? Возьми у моей мамы. Она даст. У неё много.
— Почему ты думаешь, что в этот раз у тебя всё получится, Ваня? Вдруг сценарное искусство — это тоже не твоё?
— Может, и не моё, Зоя. Но как это узнать, если не начать учиться? И я ведь тебе уже говорил, что лучше сделать и пожалеть, чем всю жизнь жалеть о том, что не сделал. Правильно?
— Нет, неправильно, Ваня. Потому что всё, что ты ни делаешь, за что ни берёшься, это всё оказывается не твоим. Только что-то ты особо-то об этом не жалеешь.
— И ты меня за это сейчас упрекаешь? За то, что я в поисках себя иногда иду не в ту степь? Но я ищу себя, Зоя. Почему я не могу этого делать? Или ты думаешь, что я всю жизнь буду работать обычным инженером на заводе за мизерную зарплату? Не надейся. Я уверен, что стану великим и буду много зарабатывать. Я обещаю, Зоя, что когда ты выйдешь на пенсию, мы будем жить не в этой малогабаритной трёшке.
— А где мы будем жить?
— Я представляю нашу с тобой жизнь на берегу Средиземного моря, в нашем личном особняке. Я буду писать там свои сценарии, а ты выращивать цветы.
— Чтобы продавать их на рынке? — спросила Зоя.
Но Иван не услышал сарказма в словах жены.
— Да, Зоя, да! — воодушевлённо воскликнул он в ответ. — На рынке или в другом месте. Это всё равно. Мне только надо найти своё, Зоя, понимаешь? Найти то, в чём моё величие проявится более всего. И сейчас я уверен, что нашёл то, что так долго искал. У меня уже есть одна идея. Я её уже начал осуществлять. Уверен, что в этом году я её закончу. И по моему сценарию снимут фильм. Нет. Не фильм. Сериал. Он настолько захватит зрителя, что продержится на экранах несколько сезонов. Мы будем сказочно богаты, Зоя. Поверь мне. Это в последний раз. Я чувствую.
— Ты обещаешь, что это в последний раз?
— Клянусь, Зоя. Я никогда тебе такое не говорил, но в этот раз всё. Это моё. Хочешь, я расскажу тебе, над чем я работаю. Это потрясающе. Там один человек сумел вернуться в прошлое и начать всё сначала.
— Не рассказывай, Ваня, — сказала Зоя. — Покажешь мне, когда всё напишешь, ладно?
— Значит, ты мне веришь?
— Верю, Ваня. Как я могу тебе не верить. Ведь я твоя жена. И я очень хочу, чтобы ты был счастлив. Поэтому сделаю всё возможное, чтобы ты осуществил все свои мечты. Будем считать, что это смысл моей жизни. Ради этого я родилась. Вот только...
— Что?
— Мне придётся работать ещё больше. И я реже буду бывать дома. И вы меня совсем почти не будете видеть.
— Зачем тебе ещё больше работать, Зоя? Не надо. Работа — это так неинтересно. Тем более, если и я, и дети будем тебя реже видеть. Не надо, Зоя. Не работай больше, чем ты работаешь сейчас.
— Нет, Ваня. Надо работать больше. Иначе мы не сможем сохранять наш прежний образ жизни. Ведь мне нужно будет выплачивать долги твоей маме.
— А ну, если надо, тогда работай. Но обещай, любимая, что когда я сказочно разбогатею, ты не будешь работать.
— Обещаю. А когда это будет?
— Уже скоро. Осталось совсем чуть-чуть. Через два года я закончу обучение и стану профессиональным сценаристом. К тому времени у меня уже будет написано много сценариев, по которым будут снимать сериалы.
— А ты уверен, что по твоим сценариям станут снимать сериалы?
— А как ты думаешь, Зоя, для чего я пошёл учиться на сценариста в самый престижный ВУЗ страны? Ведь сочинять сценарии я мог бы научиться и бесплатно. По учебникам.
— А зачем же ты тогда пошёл?
— Чтобы наладить нужные связи, Зоенька. Завести необходимые знакомства. Без этого в серьёзном кино сейчас никак. И какой бы ты выдающийся сценарист ни был, твои сценарии никому не нужны, если нет связей и знакомств.
— Поэтому обучение стоит так дорого?
— Там преподают лучшие из лучших. И вот через них-то я и выйду на нужных мне людей, от которых всё зависит. Кроме того, при поступлении мне твёрдо обещали помощь в продвижении моих сценариев на лучших киностудиях не только нашей страны, но и за рубежом.
И Зоя пожелала мужу удачи и стала работать ещё больше.
Прошло три месяца.
За это время Иван толком так ничего и не написал. И начатый сценарий так и не продолжил. Он вообще забыл про него. Но зато он познакомился с Людмилой.
Людмила тоже, как и Иван, пришла на курсы сценаристов в поисках себя. И у неё тоже, как и у Ивана, позади было много начатого и брошенного. И нет ничего удивительного, что Иван и Людмила, повстречавшись и познакомившись на занятиях по сценарному искусству и узнав друг друга ближе, нашли друг в друге много общего и вскоре после этого полюбили друг друга.
— Моя жена меня не понимает, — рассказывал Иван Людмиле. — Для неё главное — это деньги. Ни о чём другом думать не может.
— Как и мой муж, — ответила ему Людмила. — Да, он безропотно оплачивает моё творческое развитие на различных курсах и тренингах, но делает это как-то без души.
— Как и моя Зоя! Она тоже без души. Мне постоянно приходится ей что-то объяснять и доказывать.
— И мне. Тоже приходится. Объяснять и доказывать.
— Люблю тебя.
— А я тебя.
А Зоя в это время пахала как лошадь. Деньги зарабатывала. В то время как её муж повышал своё духовное развитие, общаясь с однокурсницей Людмилой. И так получилось, что дома Зоя уже почти не ночевала. Постоянно была в разъездах и в командировках.
А Иван настолько расслабился, что не удержался и в один из дней привёл Людмилу к себе домой. Зои тогда не было дома, и Иван думал, что её не будет ещё долго. А она взяла и приехала именно в ту самую ночь.
Но обошлось без скандала. Зоя просто собрала свои вещи и ушла.
— А как же мы, мама? — кричали сыновья. Младшему из которых недавно исполнилось 19.
— А вы оставайтесь с папой, — уходя, сказала Зоя. — И помогайте ему выплачивать ипотеку за эту квартиру. Это ведь он так хотел её купить. Тем более что она на него и на вас оформлена.
— Но почему мы должны страдать, мама? Мы разве виноваты, что папа такой.
— Вы страдаете за то, что вы всё знали и не сообщили мне.
— Откуда тебе известно, что мы всё знали?
— Хотите сказать, что вам это было неизвестно? Вы не знали, что ваш отец встречается с другой.
— Знали. Но мы были уверены, что это у него несерьёзно. К тому же мы не хотели тебя расстраивать, мама.
— Это так благородно с вашей стороны, дети.
— Зоя, ну давай не будем горячиться, — кричал в прихожей Иван, стараясь удержать жену. — Куда ты уходишь?
— К себе, Ваня. Или ты забыл, что у меня есть своя двухкомнатная квартира, которую мы сдаём посуточно? Чтобы оплачивать эту квартиру, которая куплена на тебя, и отдавать долги твоей маме.
— Хорошенькое дело! — воскликнул Иван. — Ты уйдёшь, а кто за всё это и за моё духовное развитие платить будет?
— Понятия не имею. Спроси у неё!
Зоя показала на Людмилу, которая вышла в прихожую, завёрнутая в одеяло.
— Пусть теперь она оплачивает твоё развитие, — сказала Зоя. — А с меня хватит.
— Я не могу, — горячо запротестовала Людмила. — При всём желании. Сама сижу на шее у мужа.
— И что вы предлагаете? — спросила Зоя.
— Смотрите на такие вещи проще. Вы ведь женщина!
— Как проще?
— Как в фильмах.
— Хорошо, — сказала Зоя. — Хотите как в фильмах, будет как в фильмах.
И с этими словами она схватила ботинок Ивана и бросила его в Людмилу. Метилась в Людмилу, но вышло, что ботинок угодил прямо Ивану в нос.
— За что? — закричал Иван. Но было поздно. Красные капли уже во всю капали из его носа на пол.
— А вы, Зоя, поступаете дурно, — сказала Людмила. — Мало того, что расквасили ботинком нос своему мужу, — ответила Людмила, — так ещё и сбегаете от него, оставляя его и с детьми, и с долгами. Это подло. Настоящие жёны так не поступают. Получается, что вы всё это время только притворялись, что любили своего мужа.
Зоя посмотрела на Людмилу.
«Ну вот что с ней сделать? — подумала Зоя. — Чтобы она на всю жизнь запомнила! Кинуть в неё другой ботинок? Так опять в Ивана попаду. Нет. Тут нужно что-то другое. Придумала!»
— А вот я ещё твоему мужу сообщу о твоём поведении, — сказала Зоя и вышла из квартиры с одним чемоданом.
— Она сейчас серьёзно? — испуганно спросила Людмила, посмотрев на Ивана.
— О чём ты? — сердито ответил Иван, держа голову кверху, прижимая платок к носу.
— Насчёт того, что сообщит моему мужу.
— Можешь даже не сомневаться. Позвонит. Точно.
— Тогда нам с тобой обоим плохо будет, Ваня, — тихо промолвила Людмила. — Меня-то он, наверное, может быть, ещё и простит. Выгонит, но оставит в живых. Но тебя, Ваня, нет.
— Что это значит?
— Закопает. На работе.
— А кем работает твой муж?
— Директором кладбища.
И тогда Иван сразу вспомнил начало своего так и незавершённого сценария.
«Вот если бы у меня была возможность начать жизнь сначала, — сказал Макар, — я бы прожил её иначе. По-другому. Не так, как живу сейчас...»
Иван прижался к стенке и медленно опустился на пол. Ему было страшно. ©Михаил Лекс