В архитектуре XVII–XVIII веков парки играют едва ли не более важную роль, чем сами дворцы. Они говорили о статусе и богатстве владельца, больше, чем самые роскошные здания. Ведь создание парка обходилось в несколько раз дороже строительства, да и времени, чтобы вырастить сад, нужно значительно больше.
Время чтения: 3 минуты.
Летний сад при Петре I носил гордое название Летнего или Царского огорода, так как был, во-первых, огорожен, а, во-вторых, вовсе не чужд сельскохозяйственных культур. И создавался он Петром в стиле барокко.
Парк эпохи барокко — это целая философия. Регулярное устройство парка, с прочерченными по линейке дорожками, газонами в виде геометрических фигур, причудливо остриженными кустарниками – всё вместе было аллегорией порядка. Подчинения дикой природы человеку, её улучшения при помощи рационального интеллекта и усердного труда.
Пётр-садовник
По преданию, Пётр I сам начертил эскиз Летнего сада в голландском вкусе. Сад располагался на месте бывшего поместья шведского военного Конау и делился на три части – три сада. Третий Летний сад находился за Мойкой и продолжался до современного Невского проспекта. Кленовая аллея и Михайловский сад в каком-то смысле — остатки петровского Летнего сада.
Диснейленд XVIII века
По задумке Петра Летний сад — парк нравоучительных развлечений, что-то вроде парка аттракционов, но с воспитательными функциями
Фонтаны, в которых вода течёт вверх, против законов природы, — это не только украшение, но и демонстрация научно-технического прогресса.
Для Летнего сада Пётр покупал итальянскую скульптуру, изображающую различные аллегории устройства мира и мифологических героев, и сам любил водить экскурсии, рассказывая гостям их смысл.
Также в Летнем саду были птичники, вольеры для диковинных животных, беседки и увеселительные павильоны.
После Петра
После смерти Петра I Летний сад много раз страдал от наводнений, после одного из них решили не восстанавливать фонтаны.
Постепенно мода на регулярные сады эпохи барокко сменилась на пейзажные парки эпохи Просвещения.
Кусты и шпалерные липы перестали стричь, сад разросся и уже к Пушкинской эпохе был плюс-минус таким, каким мы его знаем сегодня.
Летний дворец
Но главное, конечно, в Летнем саду, это Летний дворец. В этом доме Пётр с женой Мартой и двумя дочерьми Анной и Елизаветой жил по четыре-пять месяцев в году (с мая по октябрь), так, будто и не царь он вовсе, а зажиточный голландский бюргер.
И для этого были устроены соответствующие декорации. Вдоль Фонтанки были выстроены Людские покои (здание для обслуживающего персонала), уходящие стенами в воду. Они должны были изображать город. У дома был вырыт небольшой канал – Гаванец, на крыльцо можно было попасть прямо с лодки, как в Амстердаме. А окружал этот дом регулярный парк в голландском вкусе. Искусственно, театрально, по-барочному.
Подробнее о Летнем саде и Летнем дворце и барокко в бесплатной экскурсии «Летний дворец Петра I» от проекта «Архитектурные детали Петербурга» в чат-боте в Telegram.