Найти тему

«Сейчас карта культуры – это разбиение на локальные тусовки или мифологии». Интервью с рэпером Иваном Щегловым (Москва)

«Рэп и рок как инструменты стали совершенно равноценны»

О месте панк-рока и рэпа в современной музыке, чувстве текста, авторских правах, антикопирайте и другом поговорили с Иваном Щегловым (И.Смехом). Иван – соавтор книги про историю сибпанка «Следы на снегу» и главный редактор паблика «Лукошко российского глубокомыслия».

2023 год, Москва. Иван Щеглов. Фото Евгении Балокиной
2023 год, Москва. Иван Щеглов. Фото Евгении Балокиной
  • Иван, ты как-то сказал, что не существует ни одного известного тебе журнала, по которому можно было бы судить о состоянии современной музыки. А что ты сам думаешь о современной музыке?

– Я думаю, что новой интересной музыки выпускается намного больше, чем один человек сумел бы послушать, уделяй он этому даже всё своё время. Сейчас карта культуры – это разбиение на локальные тусовки или мифологии, множество которых существует одновременно, практически не пересекаясь друг с другом. В большинстве из них встречаются артисты высочайшего художественно уровня, и слушатель, если хочет найти что-то, может просто находить и осваивать для себя такие новые круги, вдумчиво и глубоко в них погружаясь. Но какого-то обобщающего журнала, действительно, не найдётся, только по локальным мифологиям. Это нормально: картина проявляется постепенно.

  • Ты в основном записываешь песни в стиле рэп. Это направление тебе ближе, чем панк? Или так проще реализовать сольные проекты?

– Рэп был новым языком, когда я начинал осваивать музыку, так что я выбрал его еще подростком. С тех пор рэп как язык остаётся для меня наиболее привычным и естественным. Что не мешает осваивать какие-то другие.

Замечу, начиная с какого-то момента, уже много лет назад, я начал больше ориентироваться на актёрство и психологическое погружение в текст. Ф.И. Шаляпин, вырабатывая свой метод сценического поведения (с помощью наработок Шаляпина была сформирована и теория Станиславского), утверждал, что петь умеют многие, но мало кто умеет чувствовать текст. По-моему, это звучит актуально для современной музыки. Очень редко слышу умение по-человечески (не артистически) интонировать текст, эмоционально его проживать. Если сложить diy-традицию и Шаляпина, то выйдет: «Понятно, что умение петь не особо нужно, но вот интонировать текст научиться было бы полезно». Так что я делаю упор на психологическое погружение. Ну, ещё на ритм, чтобы это не было спокен-вордом, да и чувство ритма вроде нормальное.

18.05.2024 год, Москва. Иван Бурсов, Иван Щеглов. Выступление на "Поминках по Смеху". Фото Антона Фонарёва
18.05.2024 год, Москва. Иван Бурсов, Иван Щеглов. Выступление на "Поминках по Смеху". Фото Антона Фонарёва
  • Рэп сейчас несет в себе ту же функцию, что рок-музыка в 80-е? Или это способ донести поэзию до слушателя?

– Думаю, что с середины восьмидесятых самым актуальным и новым молодёжным музыкальным языком был панк, где-то к началу девяностых – электроника, к концу девяностых – рэп. Внутри рэпа сменялись ещё жанры от олдскула до условного инди-абстракта, так до конца нулевых он сохранял ведущее место и свежесть. А потом глобальные жанры сформировались и перестали сами по себе быть высказыванием. Десятые ушли на то, чтобы слушатели перестали проводить границы между жанрами. Сейчас все слушают всё. Параллельно росла важность визуальной составляющей…

В общем, сейчас, скорее, рэп и рок (и поэзия, кстати, у которой есть своя аудио-традиция более спокен-вордовая) как инструменты стали совершенно равноценны. А дальше зависит от задач, которые ставит перед собой конкретный человек: будь то транслирование позиции или попытка художественного конструирования. Жанр ничего не диктует.

2022 год. Обложка альбома Ивана Щеглова "Стихи о смерти и другие стихи"
2022 год. Обложка альбома Ивана Щеглова "Стихи о смерти и другие стихи"
  • Ты берешь авторские тексты, перекладываешь их на чужую музыку. Другими словами – коммуниздишь. Никто не предъявлял авторские права? И как ты считаешь, вообще закон о защите авторских прав нужным или искусство должно принадлежать народу?

В интернете я формировался в среде, где естественной идеей был антикопирайт, так что мне он близок, но допускаю тут возможность других взглядов и пространство для дискуссий.

Про «коммуниздишь» – не сказал бы так. Я беру из интернета и заливаю обратно в интернет, это просто небольшая перестановка внутри публичного цифрового пространства. При выкладке в сеть тщательно указываю авторство или факт использования, если совершалась какая-либо переработка. Я существую в некоммерческом творческом пространстве, так что поводов для претензий не вижу. Это в большинстве случаев не позволяет моей музыке оказываться на стримингах, но тут я только за: по-моему, стриминги оказались неудачной идеей и лучше не привыкать к ним.

В контексте авторских прав претензий и не было. На уровне просто эмоций – был один неприятный эпизод, когда автор музыки выразил недовольство фактом её использования в моём коллаже. Обычно коллаж – это моё личное высказывание, не направленное на авторов исходных материалов, так что им я не сообщаю. Но в тот раз мне песня показалась особо ловким попаданием и такой творческой удачей, что захотелось поделиться с музыкантом – его негативная реакция значительно уменьшила эмоциональную ценность, трек перестал радовать. А в остальном только случаи какой-то приятной реакции встречались, слава Богу. Вот недавно с Wd Shae это вообще в сотрудничество выросло: я использовал его музыку без спросу, он у себя на странице порадовался этому факту, и в следующий раз я уже написал ему, так и подружились. Ко взаимной радости.

22.07.2023 год, Москва. Иван Щеглов (Иван Смех). Фото из архива И.Щеглова
22.07.2023 год, Москва. Иван Щеглов (Иван Смех). Фото из архива И.Щеглова

Беседовала virlenka

Читайте 1-3 части интервью: «В рамках сибпанка ЧЕРНОЗЁМ – группа первого плана». Интервью с рэпером Иваном Щегловым (Москва)

Присоединяйтесь к нашему сообществу в ВК: