«Рэп и рок как инструменты стали совершенно равноценны»
О месте панк-рока и рэпа в современной музыке, чувстве текста, авторских правах, антикопирайте и другом поговорили с Иваном Щегловым (И.Смехом). Иван – соавтор книги про историю сибпанка «Следы на снегу» и главный редактор паблика «Лукошко российского глубокомыслия».
- Иван, ты как-то сказал, что не существует ни одного известного тебе журнала, по которому можно было бы судить о состоянии современной музыки. А что ты сам думаешь о современной музыке?
– Я думаю, что новой интересной музыки выпускается намного больше, чем один человек сумел бы послушать, уделяй он этому даже всё своё время. Сейчас карта культуры – это разбиение на локальные тусовки или мифологии, множество которых существует одновременно, практически не пересекаясь друг с другом. В большинстве из них встречаются артисты высочайшего художественно уровня, и слушатель, если хочет найти что-то, может просто находить и осваивать для себя такие новые круги, вдумчиво и глубоко в них погружаясь. Но какого-то обобщающего журнала, действительно, не найдётся, только по локальным мифологиям. Это нормально: картина проявляется постепенно.
- Ты в основном записываешь песни в стиле рэп. Это направление тебе ближе, чем панк? Или так проще реализовать сольные проекты?
– Рэп был новым языком, когда я начинал осваивать музыку, так что я выбрал его еще подростком. С тех пор рэп как язык остаётся для меня наиболее привычным и естественным. Что не мешает осваивать какие-то другие.
Замечу, начиная с какого-то момента, уже много лет назад, я начал больше ориентироваться на актёрство и психологическое погружение в текст. Ф.И. Шаляпин, вырабатывая свой метод сценического поведения (с помощью наработок Шаляпина была сформирована и теория Станиславского), утверждал, что петь умеют многие, но мало кто умеет чувствовать текст. По-моему, это звучит актуально для современной музыки. Очень редко слышу умение по-человечески (не артистически) интонировать текст, эмоционально его проживать. Если сложить diy-традицию и Шаляпина, то выйдет: «Понятно, что умение петь не особо нужно, но вот интонировать текст научиться было бы полезно». Так что я делаю упор на психологическое погружение. Ну, ещё на ритм, чтобы это не было спокен-вордом, да и чувство ритма вроде нормальное.
- Рэп сейчас несет в себе ту же функцию, что рок-музыка в 80-е? Или это способ донести поэзию до слушателя?
– Думаю, что с середины восьмидесятых самым актуальным и новым молодёжным музыкальным языком был панк, где-то к началу девяностых – электроника, к концу девяностых – рэп. Внутри рэпа сменялись ещё жанры от олдскула до условного инди-абстракта, так до конца нулевых он сохранял ведущее место и свежесть. А потом глобальные жанры сформировались и перестали сами по себе быть высказыванием. Десятые ушли на то, чтобы слушатели перестали проводить границы между жанрами. Сейчас все слушают всё. Параллельно росла важность визуальной составляющей…
В общем, сейчас, скорее, рэп и рок (и поэзия, кстати, у которой есть своя аудио-традиция более спокен-вордовая) как инструменты стали совершенно равноценны. А дальше зависит от задач, которые ставит перед собой конкретный человек: будь то транслирование позиции или попытка художественного конструирования. Жанр ничего не диктует.
- Ты берешь авторские тексты, перекладываешь их на чужую музыку. Другими словами – коммуниздишь. Никто не предъявлял авторские права? И как ты считаешь, вообще закон о защите авторских прав нужным или искусство должно принадлежать народу?
– В интернете я формировался в среде, где естественной идеей был антикопирайт, так что мне он близок, но допускаю тут возможность других взглядов и пространство для дискуссий.
Про «коммуниздишь» – не сказал бы так. Я беру из интернета и заливаю обратно в интернет, это просто небольшая перестановка внутри публичного цифрового пространства. При выкладке в сеть тщательно указываю авторство или факт использования, если совершалась какая-либо переработка. Я существую в некоммерческом творческом пространстве, так что поводов для претензий не вижу. Это в большинстве случаев не позволяет моей музыке оказываться на стримингах, но тут я только за: по-моему, стриминги оказались неудачной идеей и лучше не привыкать к ним.
В контексте авторских прав претензий и не было. На уровне просто эмоций – был один неприятный эпизод, когда автор музыки выразил недовольство фактом её использования в моём коллаже. Обычно коллаж – это моё личное высказывание, не направленное на авторов исходных материалов, так что им я не сообщаю. Но в тот раз мне песня показалась особо ловким попаданием и такой творческой удачей, что захотелось поделиться с музыкантом – его негативная реакция значительно уменьшила эмоциональную ценность, трек перестал радовать. А в остальном только случаи какой-то приятной реакции встречались, слава Богу. Вот недавно с Wd Shae это вообще в сотрудничество выросло: я использовал его музыку без спросу, он у себя на странице порадовался этому факту, и в следующий раз я уже написал ему, так и подружились. Ко взаимной радости.
Беседовала virlenka
Читайте 1-3 части интервью: «В рамках сибпанка ЧЕРНОЗЁМ – группа первого плана». Интервью с рэпером Иваном Щегловым (Москва)
Присоединяйтесь к нашему сообществу в ВК: