В ходе своего исследования “С ребенком из роддома домой” Джон Готтман с супругой имели удовольствие познакомиться с 222 малышами. И вот что они выяснили про новорожденных. Многие полагают, что дети крошечные и беспомощные. Однако, исследования указывают на совершенно иную ситуацию. Когда дети рождаются, они рождаются чрезвычайно способными, при этом мы тоже достаточно компетентны, чтобы обходиться с ними должным образом. И мы и наши дети обладаем предустановленной способностью адекватным образом реагировать друг на друга.
В середине 1960-ых годов ученые начали пристально изучать детей. И они были поражены. Вот, что им удалось выяснить: спустя сорок две минуты после рождения, дети уже могут копировать выражение лица взрослого. И это не просто рефлекторное копирование подобное мимолетной улыбке. Дети также считывают и имитируют внутренние переживания взрослого посредством воспроизведения аналогичных психологических паттернов возбуждения у себя в теле. Это, в свою очередь, означает, что дети очень точно воспроизводят внутренние состояния взрослого. И в первые минуты после рождения, если кто-то поддерживает голову ребенка, то ребенок повернет свою голову в ту сторону, откуда доносится материнский голос - в ста процентах случаев, а в сторону, откуда раздается голос отца, - в восьмидесяти процентах случаев в сопоставлении с местом, откуда звучит голос врача. Уже в самые первые минуты дети знают, где находятся и кто те самые люди, от кого зависит его маленькая жизнь.
Ученые также показывают, что если голодному ребенку, который приложен к груди матери, показывать конкретное визуальное изображение, со временем оно ему наскучивает и он привыкает к изображению. Но если показать лицо мамы или папы, то ребенок будет приведен в состояние возбуждения и транса, и воодушевится до такой степени, до которой ни одно изображение не сможет его довести. Наши дети готовы охотно взаимодействовать с нами с самого момента своего рождения. А наше лицо для них подобно картине Пикассо. На самом деле, для ребенка нет более увлекательной игрушки, чем наше лицо. Как и нет никакой музыка слаще нашего голоса - в том числе Моцарта.
Исследования также показывают, насколько мы чисто инстинктивно компетентны в роли родителей, несмотря на наши беспокойства и тревоги. Например, мы интуитивно играем с детьми очень особым образом. Мы повышаем тональность, когда говорим, и выделяем отдельные слова: “Хороооший малыыыыш, красииивый малыыыш, что ты вииииидишь, малютка?” Дети это обожают, поскольку высокую тональность легче ухватить на слух, а четкое раздельное произношение обучает их звукам и словам. Мы также по очереди с детьми играем лицом к лицу, выполняя изящные, замысловатые танцы. И наши игры со временем развиваются, по мере изменения приобретая новые степени сложности.
Из всех выражений лица, на которые мы способны, есть пять наиболее привлекательных для детей, когда мы взаимодействуем с ними лицом к лицу. Во-первых, выражение притворно-игривого удивления: мы широко открываем глаза, поднимаем брови, открываем рот и остаемся в таком положении. Говорим что-то наподобие “Ааааааа…”, при этом тональность уходи вверх. Во-вторых, наша улыбка: мы широко, искренне улыбаемся, при этом в уголках глаз появляются морщинки. В-третьих, нахмуренность: мы опускаем брови, сводим их вместе и говорим что-то по типу “Ааууууу”, понижая тональность под конец на части “уууу”. В-четвертых, когда мы делаем выражение “О, бедный малыш” полное эмпатии, которое объединяет в себе наигранное удивление и нахмуренность. И в-пятых, когда у нас на лице нейтральное выражение. Дети любят эти выражения лица. С другой стороны, дети просто ненавидят каменное выражение лица. Психолог Эдвард Троник провел эксперимент под названием “Каменное лицо”.
Мам и пап попросили смотреть на их трехмесячных деток и не совершать ни одного движения и не издавать ни единого звука. Троник обнаружил, что большинство детей прибегают к стандартному набору действий, направленных на то, чтобы включить во взаимодействие своих “окаменелых” родителей. Если этими действия заставить родителя откликаться не получается, дети начинают хныкать, ерзать и могут даже заплакать. Нашим детям нужно, чтобы мы были “текучими”, в не “замороженными”.
Этот эксперимент можно найти на Youtube: https://www.youtube.com/watch?v=f1Jw0-LExyc
К возрасту шесть недель дети начинают смотреть на нас дольше по продолжительности своими большими, широкими глазищами. Педиатры говорят, что к этому моменту глаза детей начинают четче видеть. Наконец, они по-настоящему могут рассмотреть нас. А к двенадцатой неделе отроду им больше не нужно находиться на расстоянии 20 см от нашего лица, чтобы нас видеть (расстояние от лица до соска). Они следят за нами, когда мы передвигаемся по комнате.
В возрасте приблизительно шести месяцев у них снова происходит скачок в росте, на этот раз связанный с переключением на окружающие предметы. Теперь они хотят играть с нами, как и всем что их окружает. Они на уровне когнитивных способностей переключаются на окружающий мир. Теперь они вовлекают в игру обоих родителей одновременно.