Найти тему

Летопись: Чтобы стать великим, нужно сильно страдать

Великий швейцарский писатель-реалист Готфрид Келлер родился 205 лет назад – 19 июля 1819 года в Цюрихе, в семье ремесленника. Когда мальчику было пять лет, умер отец, оставив семью без средств к существованию. В 1825 году Келлер начал посещать школу для бедняков, окончив которую поступил в реальное училище. Не проучившись и года, был исключён из училища за участие в обструкции учителю.

Келлер решил профессионально заняться живописью. В 1835 году он начал работать гравёром в мастерской, изготовлявшей популярные среди туристов «швейцарские пейзажи». Несколько месяцев спустя после ухода из мастерской Келлер недолго учится технике рисунка у известного акварелиста Рудольфа Мейера, а в 1840 году отправляется в Мюнхен, чтобы завершить художественное образование.

Там Келлер тяжело заболел тифом. Заплатив за лечение, он лишился средств на обучение в Академии художеств, однако не бросил живопись и предпринял попытки самостоятельно совершенствовать свое мастерство. В 1842 году на художественной ярмарке в Цюрихе он безуспешно пытался продать свой «Оссиановский ландшафт».

Возвратившись на родину, Келлер активно включился в политическую борьбу: в составе армии Цюриха принял участие в выступлениях против Зондербунда, сочинял сатирические стихотворные памфлеты. По совету друзей, он пробует своих силы в различных поэтических жанрах, и в 1846 году выходит его первый стихотворный сборник, который сразу же получил признание. К этому времени Келлер отказывается от идеи стать художником и решает посвятить себя литературе.

В 1848 году Келлер получил стипендию демократического правительства кантона Цюрих (его стихи получили высокую оценку властей) и отправился на учебу в Гейдельберг, где познакомился с Людвигом Фейербахом, слушал его лекции «О сущности религии», под влиянием которых становится приверженцем материализма и атеизма. В феврале 1850 года Келлер приезжает в Берлин, где знакомится с влиятельным издателем Эдуардом Фивегом, по заказу которого работает над сборником «Новых стихов». В том же году, не видя пользы от своего стипендиата, цюрихское правительство лишило Келлера материальной поддержки.

Фивег регулярно выплачивал Келлеру небольшие суммы в качестве гонорара за ещё ненаписанный роман «Зеленый Генрих». В 1853 году издатель требует рукописи и, не дождавшись окончания, выпускает в свет первые три тома романа (четвёртый том выходит полтора года спустя, в 1855 году).

В 1856 году в издательстве Фивега выходит первая часть цикла новелл «Люди из Зельдвиллы». Новеллы, написанные по образцу модных в то время «деревенских историй», отличались необычайно красочным языком, в них причудливо смешивались реальность и фантазия, а дидактичность и мягкий юмор сочетались с непрямой социальной критикой. Этот сборник принёс Келлеру успех, на родину он вернулся прославленным писателем.

В 1861 году Келлер был избран на должность секретаря цюрихского национального правительства. На 11 лет он оставил литературное творчество и посвятил себя практической деятельности на благо общества. На решении отойти от литературы сказался и ряд трагических событий в жизни писателя: в феврале 1864 года внезапно умирает его мать, в июле следующего года покончила с собой невеста Келлера - пианистка Луиза Шайдеггер, а в 1866 году Келлер теряет близкого друга, композитора Вильгельма Баумгартена.

-2

В 1872 году, подготавливая собрание своих сочинений, Келлер принимает решение возобновить свою литературную деятельность. Он выпускает книгу «Семь легенд», навеянную раннехристианскими апокрифическими сказаниями, в 1874 году выходит второй том новелл «Люди из Зельдвиллы», который отличается более радикальной критикой буржуазного общества, более мрачным и пессимистичным, по сравнению с первой частью цикла, тоном повествования. Эти новеллы сразу же признаются классическими образцами жанра. В 1876 году Келлер уходит с государственной службы.

В том же году выходит в свет сборник «Цюрихских новелл». Становятся заметны определенные изменения в творческой манере писателя, его язык теперь тяготеет к ещё большей изобразительности и символичности. Центральной темой «Цюрихских новелл» является тема неразрывной связи индивидуальной судьбы и жизни нации.

В 1881 году появляется собрание символических рассказов «Изречение», непревзойденный образец композиционного мастерства. Рассказы этого позднего сборника Келлера высоко оценил Фридрих Ницше. В 1880 году Келлер переработал свой роман «Зеленый Генрих», работу над которым продолжал почти сорок лет. В этом произведении писатель, развивая традиции «воспитательного романа» (в основном ориентируясь на гётевскую дилогию о Вильгельме Мейстере), переносит поиски идеала гармонической личности на конкретный материал современной ему швейцарской действительности.

Герой «Зеленого Генриха» во многом автобиографичен, он проходит путь познания мира и поисков места в жизни. Постепенно освобождаясь от романтических иллюзий, Генрих находит смысл своего существования в подчинении интересов личности интересам швейцарской демократии.

Роман «Мартин Заландер» (1885) - итог переоценки идейных и эстетических ценностей, предпринятой писателем на закате жизни, пронизан чувством безысходности. Новые экономические отношения разрывали связи между людьми, рушили швейцарские традиции. «Везде, как у нас, у нас, как везде», - эти слова героя романа как нельзя лучше выражают разочарование Келлера, мечтавшего об особом пути развития демократии в своей стране. Во второй половине XIX века, когда со смертью Гёте и Гофмана, немецкая литература утратила главенствующую роль в Европе, творчество швейцарца Келлера, позволило немецкоязычной литературе не оказаться на периферии европейского литературного процесса.

Он умер 15 июля 1890 года – за 4 дня до 71-летия.

* * *

Автор благодарит за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это позволяет автору продолжать работать для вас. Ну, а если подписка будет вас тяготить, то отписаться вы сможете в любой момент.

#келлер #писатель #классик #швейцария