Найти тему
МИР (Море История Россия)

Листая журнал Вице-адмирала Кизерицки 2 и 3 октября 1943

Эта статья будет немного "проходной", ибо ярких событий в ней нет, а есть только будни войны. Но...

Кое-какие выводы можно будет сделать, и кое-какая интересная информация в эти дни есть.

Продолжаем листать журнал боевых действий немецкого вице-адмирала, и смотрим день 2 октября 1943 года за 4 дня до гибели советских кораблей (и как раз 40 дней до гибели немецкого адмирала).

Ветер 4 балла, порывы до 5, видимость 12 миль, утром- легкий туман.
Запись за этот день начинается опять со сводки авиационной разведки, которая достаточно подробно дает данные по расположению советских кораблей (дабы не засыпать читателей ненужной информацией, я ее не привожу).
Что касается действий немецкого флота, то…
Немецкие подводные лодки дежурят в восточной части моря, но, пока приличных целей не наблюдают.
Пользуясь пассивностью крупных кораблей ЧФ, противник не только держит у кавказского берега свои подводные лодки, но и посылает на охоту торпедные катера. ).
В 4.20 с базы в Иван Баба для действий на советских коммуникациях в районе Анапы и в районе Анапа-м.Утриш, вышли три немецких торпедных катера 1-й флотилии (S-42, S-45, S-49). Особых успехов немцы не добились (сильно жалуясь на советские прожектора, которые мешали им работать).

Раумботы (катерные тральщики) №35, 166, 197 и 203 должны были выйти сторожить Керченский пролив. Два вышли, два задержались (что и сыграло свою роль в их судьбе). Артиллерийские лихтеры MAL-3 и MAL-9, БДБ №303 и два катера вернулись в Геническ после патрулирования Таманского побережья. Пока все было безоблачно, но…
На катере MFK5705 который стоял на верфи ВиКо в Артиллерийской бухте Севастополя в 04.40 случился «акт саботажа»: произошел взрыв и пожар (кое-что об этой диверсии знал мой прадед, но многого не рассказал, а жаль. Подполье было в Севастополе совсем не таким, как рассказывают),

Но это было только начало.
В 5.20 у немцев произошла еще одна беда. БДБ F-302, патрулировавшая Керченский пролив, юго-восточнее мыса Такиль подорвалась на советской авиационной мине в 6,5 милях от мыса Такиль . Направившаяся к ней F-315 в 5.45 тоже подорвалась на авиационной мине (возможно, это работа 36-го мтап, который работал в этом районе тремя днями ранее). По сообщениям немцев 315-я еще держится на воде и стоит на якоре, 302-я уже лежит на дне. Гидросамолетами морской авиации вывезено 12 раненых и 5 убитых. (В принципе, обе они легли на дно: 302-я чуть раньше (в точке с координатами Ш-45°21С Д-36°29В), 315-я чуть позже (Ш-45°22С Д-36°29В). F-445 сняла с потопленных БДБ экипажи.

Вместо выбывших вышли БДБ №472 и 583 (барж у немцев было много).
С 11.30 до 11.44 (по немецким часам) противник отмечает советский авиаудар по Феодосии. Адмирал пишет, что сначала одиночный самолет Пе-2 атаковал мол, а, потом еще 14 самолетов нанесли удар с пикирования, сбросив 80 бомб. Документы береговой обороны уточняют, что удар наносился с 4 тысяч метров с пикирования и в атаке принимали участие 7 «Бостонов» и 7 «Пе-2». Попадание в носовую часть раумбота R-203 (но катер остался на поверхности) и в катер R-35 (последний затонул в районе слипа). Подводные повреждения получили лихтеры 1476, 1293 и буксир «Рейнкантор -2». Отмечено попадание в полузатопленный транспорт, который немцы называют «Pferde Dampfer». У немцев 16 убитых 24 тяжело раненых Так пишут немцы.
Что говорят наши документы?

-2

Да, все верно, в 12.38 (но уже по советским часам) восемь самолетов 36-го минно-торпедного авиаполка (мтап) нанесли удар по Феодосийскому порту. По состоянию на 1 октября 1943 г., в боевом составе полка числилось 11 А-20С и 6 A-20G (это «бостоны»). Вместе с ними нанесли удар самолеты 40-го бап в составе 9 Пе-2. Почти совпало. В связи с тем что два катера вышло из строя, адмирал Кизерицки дает указание заменить два раумбота в охранении пролива двумя торпедными катерами 1-й флотилии.
Почти все совпадает и по другим атакам советской авиации, немцы четко отмечают действия советской флотской авиации в своих документах . Вот ведь чудеса какие: когда обе стороны честно пишут донесения, все совпадает, и не нужно гадать, было или не было. По результатам все тоже очень похоже. (Как там сказал один умный человек? «Ошибаться можно, врать нельзя»).
Но, опять же, Феодосия – это хорошо, а пролив? Увы, отмечен только один удар по Сенной.

-3

Противник отмечает троих убитых, но потопленных барж нет. Перевозки противника успешно продолжались (есть точные цифры сколько и чего перевезли). Работали 44 БДБ, 13 буксиров, 20 лихтеров, 4 Зибеля и 6 шхун (т.е. темпы не снижаются). В 17.45 последний конвой БДБ ушел из Сенной, после чего перевозки из этоого пункта прекратились. Теперь немцы работали только с косы Чушка и с кордона Ильич.

Что еще?

Бывшие итальянские мини-подводные лодки CВ-2 и СВ-3 выходили к мысу Сарыч, но (естественно) безрезультатно. Пожалуй, из значимых событий за 2 октября в этом районе все.

-4
-5

3 октября 1943 года
Журнал опять фиксирует данные авиационной разведки, причем сводка званимает 1.5 страницы. Противник отмечает один важный факт: "Движение судов большого тоннажа самое активное за 3 месяца". Да. все верно.

-6

По нашим данным, авиация ЧФ атаковала баржи у косы Чушка.

Да, все верно, и немцы отмечают взрыв своего склада с боезапасом.
Да, все верно, и немцы отмечают взрыв своего склада с боезапасом.
При ударе по Геническу поврежден артиллерийский лихтер МАL-4.
При ударе по Геническу поврежден артиллерийский лихтер МАL-4.
-9

Еще один странный момент: у трех артиллерйиских лихтеров почему-то "хором" отказывают двигатели, и их на буксире ведут в Геническ. Явно что-то не то. Скорее всего, все же попали немцы под удар. "хором" 6 двигателей отказать не могут.

Теперь отметим несколько важных, моментов, которые обычно остаются не замеченными.

В тексте журнала есть фраза :

"MPHS фиксирует нормальные радиопереговоры между небольшими плавредствами и подводными лодками". Что такое MPHS?

Это Marinepeilhauptstelle - главная военно-морская пеленгаторная станция. (Не РЛС, а именно пеленгаторная станция)

Далее, еще один важные момент (на который мало обращают внимание, но важный для нас). В ночь с 3 на 4 число в 3 часа ночи немцы перевели стрелку обратно, но 2 часа. Они перешли на среднеевропейское время (и, соотвественно, с нашими часами разница увеличилась).

Ну, собственно говоря мы наконец подошли к началу операции "Верп", ибо...

-10