Ко вчерашней статье про поезд Калуга-Барановичи в комментариях меня попросили посмотреть про Кневицы. Я честно посмотрел, но ни в одном из справочников не увидел, чтобы поезда отправлялись именно с этой станции. Были проходящие, в том числе дальнего следования, которые там останавливались. Например, в 60-е годы был такой поезд Медведово - Псков. Кроме того можно вспомнить и Бологое - Новгород через Старую Руссу. Они останавливались на этой станции.
Поэтому просто давайте посмотрим на вокзал на этой станции и пойдем тем путем, который и был задуман изначально:
А изначально был задуман Ковель. Город на западе Украины недалеко от Луцка, один из крупнейших центров Волынской области (население около 65 тыс. чел.). и там просто одно здание вокзала обязывает к тому, чтобы отсюда были поезда дальнего следования:
Мне всегда этот вокзал напоминал аналогичное сооружение в Ангарске в Иркутской области. Там тоже заходишь в здание и попадаешь как бы под рельсовый путь, который проходит у тебя над головой. Но в Ковеле подземный тоннель ведет к вокзалу, который располагается за путями.
Ну а вот вокзал немного с другого ракурса:
Кроме того, наличию поездов дальнего следования здесь способствовало то, что в этом месте сходилось как минимум шесть железнодорожных направлений, в том числе международных:
- Люблин;
- Белосток;
- Львов;
- Здолбунов;
- Коростень;
- Камень-Каширский.
Недалеко от станции Ковель произошел один из самых интересных эпизодов железнодорожных сражений времен Великой Отечественной войны. Тогда здесь сошлись два бронепоезда - советский "Илья Муромец", на вооружении которого были в том числе и реактивные "Катюши", и немецкий "Адольф Гитлер". Наш бронепоезд вышел победителем из этой дуэли. В годы войны он запомнился еще и дерзким рейдом в район Мценска в 1942 году. А вот вокзал Ковеля, который входил в десятку красивейших вокзалом Российской империи, войну не пережил. Современное здание уже послевоенной постройки.
Интересная ситуация здесь была и с железнодорожной колеей на участке Ковель-Холм (Польша). Фактически здесь параллельно были уложены пути нашей колеи и европейской. Читал я объяснение этой ситуации, суть которого сводилась к тому, что так было удобно в первые послевоенные годы вывозить трофеи из Германии. Ну хорошо, вывезли их до Ковеля, а дальше?! всё равно же перегружать или пары переставлять.
В общем, станция Ковель вполне себе может претендовать на звание легенды советских железных дорог. То же мы имеем с поездами отсюда.
В 60-е годы основное направление было на Львов. Ежедневно до Львова ходило два поезда, и еще два до Сокаля. До Львова около 5 часов, до Сокаля - 2-3 часа. В других направлениях двигались поезда Ковель - Ягодин и Ковель - Камень-Каширский. Последний вообще нередко ассоциируется с легендарным древнерусским городом Каменец. Он известен еще с конца XII века.
Примерно те же направления присутствуют и в 70-80-е годы, с той лишь разницей, что в основном они стали обслуживаться пригородными поездами.
Ну а где-то в 70-е годы появляются поезда Ковель - Киев и Ковель - Москва. Последний вообще какое-то время был то ли фирменным, то ли именным и назывался "Волынь". Время в пути было около суток. Шел поезд через Ровно, Казатин и Киев.
До Киева был отдельный поезд. В 1980 году время в пути было 11 часов 45 минут.
А кроме того в 80-е годы появляется еще и два поезда в направлении Черного моря. Ковель - Одесса (время в пути около 17 часов) и Ковель - Симферополь (время в пути около 27 часов). Причем вся вот эта четверка последних поездов в какие-то годы имела имена:
- на Киев - "Свитязь";
- на Одессу - "Голубые озера";
- на Симферополь - "Лесная песня".
В 1995 году пассажирское сообщение резко сворачивается на этой станции. Оставался лишь поезд в Москву. Время в пути намного больше, чем ранее - 29,5 часов. За следующие 10 лети скорость почти вернется к прежним показателям - от Ковеля до Москвы - сутки. Однако в основном здесь уже поезда по территории Украины и далее в Польшу. Но вся эту четверка фирменных поездов вошла в историю! Представляете - четыре именных поезда из города с населением 65 тыс.!
Спасибо, что читаете! До встречи на канале!