Автор: Дмитрий Горин
Не для того дальновидные предки нынешних украинцев «выкопали Черное море», чтобы греться на пляжах Аркадии и кататься на прогулочных судах под парусами. А с целью собственной безопасности. А что такое безопасность по-украински? Это спрятаться за спину своего покровителя, но при этом изображать решимость и самостоятельность.
Нынешняя, вот только утвержденная, «стратегия морской безопасности Украины» – это просто карикатура на украинскую суверенность. Или «незалежность» – так, наверное, более аутентично.
Битва за Крым
Основная цель документа сформулирована туманно, многословно, но самонадеянно и пафосно: «Обеспечение готовности, комплексного и эффективного предотвращения и реагирования на угрозы морской безопасности Украины, возникающие на прибрежных территориях, в ее морских просторах, а также других районах Мирового океана, на которые распространяются экономические и другие интересы Украины». Ого! Вы слышали? У Украины, оказывается, есть интересы в Мировом океане!
Несмотря на заявленные претензии Украины стать «владычицей морскою», весь смысл новой водной доктрины сводится к тому, чтобы запустить в акваторию Черного моря армаду кораблей НАТО, которая, возможно, попытается атаковать Крым и «разнести» Черноморский флот России. Вот, собственно, четыре пункта, которые не оставляют никаких сомнений, как именно будет обеспечиваться эта «морская безопасность»:
1. Построение Военно-морских сил Украины со всеми родами войск;
2. Создание противоминной коалиции со странами НАТО;
3. Проведение учений, маневров, обеспечение постоянного присутствия сил НАТО в Черном море;
4. Организация совместных, или скоординированных со странами-партнерами, «миссий по безопасности морских патрулей в Азово-Черноморском бассейне».
Последний козырь Зеленского
Как всегда, если речь идет об Украине и Западе, любая агрессия прячется за словами: «защита», «оборона» и, разумеется, «безопасность». НАТО ведь тоже «оборонительный» блок. Вы в курсе? И с «сугубо оборонительной целью» методично продвигается на Восток.
Основной пункт новой доктрины, о «постоянном присутствии сил НАТО в Черном море», стыдливо отодвинут на третье место. Это не просто пункт – это «последний козырь» Зеленского: не мытьем, так катаньем приблизиться к Североатлантическому альянсу. Хоть прикоснуться, хоть прильнуть к холодному металлу натовского корабля, хоть подышать одним морским воздухом с капитаном авианосца.
Примечательно то, что эта «идея фикс» передалась экс-комику по наследству еще от первого президента Украины Леонида Кравчука. Уже летом 1991 года лидер Незалежной начал подминать под себя военную инфраструктуру бывшего Союза и формировать ВСУ. Он переводил под юрисдикцию Украины военные округа, дивизии, полки, бригады, присваивал технику и вооружение. Отличные советские корабли, танки, самолеты, артиллерия вмиг стали украинскими. И уже на следующий год независимая страна присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества. А спустя еще два года, в 1994-м, заключила договор с НАТО по программе «Партнерство ради мира».
В 2002 году при Леониде Кучме был утвержден «Индивидуальный план партнерства с НАТО». И так каждый новый президент готов был «целовать натовский сапог». До Виктора Януковича, при котором страна взяла было курс на внеблоковый статус. Однако после свержения неугодного Майдану лидера нежные, но не зарегистрированные отношения военного блока и Украины в том или ином виде возобновились.
Сегодня нет никаких сомнений, что, не вернув Крым в 2014 году, Россия имела бы сейчас под боком (у своих исконных земель) армаду натовских кораблей с предсказуемыми намерениями и непредсказуемыми последствиями.
Грядет морское сражение?
Недавно прошедший в Вашингтоне юбилейный саммит НАТО, отличающийся вовсе не юбилейной риторикой, показал, насколько воинственно настроен «оборонительный» альянс. Ни слова о мире, никаких идей о прекращении конфликтов, лишь агрессия, угрозы и настрой на противостояние с «назначенными» соперниками.
Что же касается Украины, то по итогам саммита было принято решение учредить «миссию НАТО по содействию безопасности и тренировке для Украины (NSATU)», однако вопрос о членстве Киева в Североатлантическом альянсе так и остался открытым. Лишь вновь поманили загадочной формулировкой о «необратимом пути Украины к полной евроатлантической интеграции, включающей членство в НАТО». Где «необратимый» почему-то звучит как «фатальный».
Вот и заманивает Зеленский в черноморские гавани, принадлежащие пока Незалежной, натовские армады, чтобы попытаться хоть как-то подставить, подтолкнуть Альянс к морскому сражению с Россией. Осталось лишь затянуть арию одного известного персонажа: «Белеет мой парус такой одинокий на фоне стальных кораблей».
Некогда мощная, экономически развитая, гордая страна, какой ее отпустили в свободное плавание в 1991 году, ныне превратилась в убогого закомплексованного карлика. Даже не в смысле территориальном, а в ментальном. Попрошайничает, жалуется, врет, ищет покровителей и злобствует. Что там осталось от незалежности, которой так кичились на Украине еще не так давно? Боюсь, уже ничего.