У некоторых сибирских народов шаманская болезнь считается одним из знаковых этапов становления будущего шамана. С научной точки зрения – это разновидность психического заболевания, которое, впрочем, никем толком не изучено.
Попробуем разобраться. Для этого важно ответить на вопрос «кто такие «тӧси»? В общих словах, - это служебные духи шамана, помогающие ему решать вопросы. Но на чем строятся взаимоотношения между шаманом и духами? Что это за духи, чьи они?
В материалах Музея антропологии и этнографии Российской академии наук сохранились труды этнографа Надежды Дыренковов, в которых она описывает шаманские верования шорцев кузнецкой тайги. В частности, там есть описания «тӧси».
Вот одно из них:
Муни ук кан – «Наиболее страшный как мужчина с самой большой тайги.
Ак нилег улуг – «Белые рукава, рукава до локтя, живет на горе в тайге»
Улуг алаш куш – «Большая/маленькая пестрая птичка. Живет у подножья золотой тайги.
Улуг кедей каан – «Большой/маленький царь. Живет не горе в вершине замка».
Улуг чылаш поору – «Большой/маленький голодный волк на вершине».
Улуг кара азыг – «Большой маленький черный медведь. Живет в тайге, где порог горы по р. Мрасса.
Улуг кара моос - «Большой/маленький черный, отчаянный (храбрый) на земле, далеко на Севере».
Улуг тебир кара - «Большой/маленький черный, как железо, живет на железной горе в верховьях р. Тепси.
Келегей – «Стрелок, когда кам камлает у него на готове луки и стрелы стрелять в айна».
Кызыр каан – «Живет в тайге по р. Чарамзас».
Улуг кун арыг – «Большой/малый чистый, как солнце. Живет в тайге по р. Тутуйас.
За исключением одного у всех тӧси есть место их обитания. Они не находятся постоянно рядом с шаманом и приходят, когда шаман их призывает.
Старый шаман может передать их молодому преемнику. Также старый шаман может умереть не выбрав преемника. Тогда тӧси ждут, когда появится тот, с кем можно сотрудничать.
Здесь важно отметить, что тӧси переходят к преемнику, когда старый их готов передать, а новый готов принять. Это не происходит автоматически, без волеизъявления. Все это похоже на договор в котором заменяется одна из сторон.
Тот факт, что шаман в течение жизни договаривается с духами о сотрудничестве не вызывает удивления и воспринимается как нормальная практика. По сути – это договор. Он может быть срочным – на выполнение одной услуги или бессрочным о постоянном сотрудничестве.
Шаман представитель своего рода. И вступая в договорные отношения он подписывает под обязательства и свой род. Поэтому сам переродившийся шаман или члены его рода вынуждены как-то исполнять договора или решать вопросы об их расторжении.
Содержание таких договоров может быть разным. Например: «присматривай за моим имуществом, и я регулярно будут угощать тебя (духа) всякими вкусностями».
Другой пример: Многие люди жаждут успеха и удачи для себя и для детей. Они приходят к шаману, он приводит их к духу. Дух исполняет желание, но забирает в оплату кусочек жизни (жизненной энергии/силы) – меняет успех на время жизни. Люди получают, что хотят, шаман получает подарки от людей и накапливает заслуги перед «тӧси», последний получает товар, который может продать, например, вылечить кого-то. Всем выгодно.
Третий пример: Шаман оставляет в разных местах кусочки своего знания и просит «тӧси» провести его по этим местам, когда он придет в этот мир в следующий раз, чтобы восстановить все, что знал.
Теперь о шаманской болезни. Тӧси должны исполнить договор или требуют, чтобы договор исполняли. Они мотивируют человека, который обладает соответствующими правами и обязанностями, чтобы тот принял возложенную на него миссию. Это и есть «шаманская болезнь».
Многие люди «болеют» шаманкой - ведь никого не удивишь сном в котором приходят умершие предки или другими проявлениями сверхъестественного, о которых не принято говорить даже с близкими.