То, что ПЕКС — это альтернативная система коммуникаций с помощью обмена карточками, знают уже почти все. Но вот то, что ПЕКС — это далеко не только обмен карточками, почему-то часто упускают из вида.
ПЕКС — последовательная, четкая и хорошо описанная система, базирующаяся на исследованиях и практике прикладного анализа поведения и основанная на принципе пирамиды в обучении. Вся система построена таким образом, чтобы научить ребенка взаимодействовать с другими людьми: не просто заместить один вид коммуникации (речь) другим (обмен карточками), а объяснить ребенку, как можно построить общение и добиться желаемого. И когда он начнет демонстрировать функциональное вербальное поведение, велика вероятность, что речь придет следом, потому что в ней появится смысл.
Мы собрали 5 фактов о системе ПЕКС, которые необходимо знать каждому специалисту, который ищет способ общения с неречевым ребенком
1. ПЕКС — это не малоизученная новинка, а доказавшая свою эффективность система, которая успешно используется уже на протяжении более 35 лет. То есть дети, которые когда-то впервые попробовали этот метод, сегодня уже взрослые люди. А это значит, что накоплен достаточный объем статистических данных и можно с уверенностью судить о результативности системы.
2. В основе ПЕКС лежат исследования и практика в области Прикладного анализа поведения. Один из базовых принципов ПЕКС заключается в обучении ребенка не просто отвечать на запросы оппонента, но и самостоятельно инициировать общение, ориентируясь на свои желания и контекст. Весь процесс обучения ПЕКС может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет.
3. ПЕКС — это система, которая может начинаться за столом специалиста, но всегда дальнейшее обучение общению при помощи карточек должно происходить в условиях, максимально приближенных к естественным. Поэтому успех во многом зависит от вовлеченности семьи и последующей тренировки освоенных на занятии навыков в бытовой среде.
4. ПЕКС можно начать внедрять в любом возрасте, вне зависимости от наличия или отсутствия когнитивных нарушений. Эта система эффективна как для невербальных детей, так и для вербальных, если их речь состоит из эхолалий или она значительно ограничена.
5. Несмотря на страхи многих родителей и специалистов, ни одна из систем альтернативной коммуникации (ни жесты, ни системы общения при помощи обмена карточками) не препятствуют развитию речи и, тем более, не приводят к утрате ранее обретенных навыков. Это подтверждено научными исследованиями. Напротив, 2/3 дошкольников начинают разговаривать после освоения ПЕКС, а еще 20% обучающихся начинают совмещать речь с использованием карточек. Если же ребенок не сможет никогда овладеть речью в силу своих физиологических и психических ограничений, он будет способен успешно общаться с окружающими и выражать свои потребности благодаря своевременному внедрению альтернативного способа коммуникации.
И последний факт, но не менее важный ☝🏻 — успешно внедрить ПЕКС смогут только специалисты, прошедшие специальное профессиональное обучение. Практически все недовольные и разочаровавшиеся в этом подходе родители, как оказывается при выяснении, пользовались услугами недобросовестных или недостаточно компетентных специалистов.
Обучение данной системе в нашем институте проводит Попова Ольга Александровна, единственный преподаватель сертификационных курсов по ПЕКС в России.
▪️ Старт обучения: 16 сентября
▪️ Тип программы: Повышение квалификации 36 ч
▪️ Документ об образовании: Удостоверение о повышении квалификации (при наличии профильного высшего или среднеспециального образования)
Подробнее об обучении на сайте https://iaba.ru/course/pecs/
#pecs #пекс #АВАтерапия #прикладнойанализповедения #ИПАП #аутизмобучение #аутизмработа