Найти в Дзене

Делать или не делать лицензию? Плюсы и минусы.

Оглавление
Настоящая статья касается только водителей, работающих в такси на личных автомобилях. Для водителей, арендующих или раскатывающих автомобили таксопарков, этот вопрос, как правило, не стоит — все автомобили серьёзных парков уже имеют все необходимые разрешительные документы.

Для легального осуществления деятельности в сфере перевозки пассажиров и багажа легковым такси требуется разрешение (оно же — «лицензия», оно же — запись в региональном реестре официальных перевозчиков).

Что это реально даёт?

  • возможность ездить по выделенным полосам для общественного транспорта без штрафов
  • возможность предъявить необходимые документы в случае остановки рейдом по такси комитета по транспорту и ДПС;
  • лучшая заметность для пассажира благодаря специальной цветографической схеме и шашкам такси;
  • дополнительные баллы приоритета от агрегаторов.

Теперь о минусах:

  • более дорогая страховка ОСАГО — в среднем, в 2,5 раза дороже для автомобиля с пометкой «такси», чем для аналогичного автомобиля без таковой;
  • резкое падение остаточной стоимости автомобиля (на 30-40%) сразу после внесения в реестр такси;
  • необходимость ежедневного прохождения предрейсового медицинского и технического осмотра (водителя и автомобиля, соответственно), а так же регулярного оформления и заполнения путевых листов;
  • необходимость оформления статуса самозанятого или ИП.

Перед принятием нового Закона о такси (580-ФЗ) с 1 сентября 2023 года, вокруг лицензий возник ажиотаж, связанный с тем, что водителям, не оформившим их до вступления нового закона в силу, угрожали отключить возможность перевозки пассажиров, и оставить только заказы категории «доставка», для которых лицензии не требуется.
Однако, в реальности этого не произошло, и практически никого не отключили.
Некоторые ограничения начали вводиться (например, минус 10 баллов приоритета за отсутствие разрешения для водителей, работающих с заказами категорий Комфорт и Комфорт+), однако, пока они не носят массового характера для водителей, к которым нет особых вопросов у агрегаторов — заказы на перевозку пассажиров продолжают приходить и при отсутствии лицензии.

Соответственно, далее можно рассмотреть плюсы и минусы работы без лицензии:

Плюсы:

  • стандартная стоимость полиса ОСАГО;
  • автомобиль не пробивается по базе «такси» — нет влияния на стоимость при продаже на вторичном рынке;
  • не нужно делать техосмотры, проходить медосмотры и иметь путевые листы;
  • не нужно даже оформлять самозанятость или ИП — можно работать через парк даже имея формальный статус безработного.

Минусы:

  • риск временно остаться без автомобиля и заплатить штраф по решению суда, в случае поимки на «контрольной закупке» при рейде по такси;
  • невозможность езды по выделенным полосам для общественного транспорта без получения штрафов;
  • худшая заметность вашего автомобиля для пассажиров — как следствие, в среднем несколько большее время ожидания;
  • неопределённость статуса — агрегаторы могут в любой момент отключить вас от заказов, как только для «вывоза» станет достаточно водителей, имеющих разрешения.

Соответственно, основной плюс от наличия лицензии заключается только в том, что вы работаете легально и имеете официальный статус таксиста для городских чиновников. Наличие разрешения страхует от риска перемещения автомобиля на стоянку временного размещения в случае рейда.
Минусы обусловлены, главным образом, дополнительными затратами, связанными с поддержанием этого самого «официального статуса».

Рекомендуем оформлять всю необходимую разрешительную документацию тем водителям, для которых работа в такси — это «единственный хлеб», вы работаете и зарабатываете довольно много, чтобы позволить себе все дополнительные траты, а риск даже временного задержания вашего транспортного средства будет для вас очень критичным. В такой ситуации лучше не рисковать.

Ваши риски работы без лицензии минимизируются, если:

  • вы используете работу в такси в качестве подработки и имеете ещё какие-то источники дохода;
  • вы тратите на работу в такси не очень много времени (скажем, в среднем 4-6 часов ежедневно)
  • ваш автомобиль не относится к числу тех, которые массово используются в такси (например, японские кроссоверы Toyota RAV4 и Nissan X-trail, в такси, практически, не встречаются).

Таким образом, решение принимать вам. Но наш таксопарк ТТТ всегда агитирует за легальную работу в такси, и готов помочь вам с оформлением всех необходимых разрешительных документов, независимо от того, владельцем автомобиля какой марки, модели и года выпуска вы являетесь, если он по своим параметрам подходит для работы в такси.

-2

Подключиться к нашему парку