1. Проверка домашнего задания. Упражнение 90. Дети читают предложения, называют окончания и падеж прилагательных.
2. Объявление темы урока. Актуализация знаний.
На доске записаны прилагательные с пропущенными окончаниями:
лес (какой?) соснов.. небо (какое?) ясн...
леса (какого?) соснов.. неба (какого?) ясн...
лесу (какому?) соснов.. небу (какому?) ясн...
лесом (каким?) соснов.. небом (каким?) ясн...
о лесе (каком?) соснов... о небе (каком?) ясн...
- Выйдите к доске и вставьте пропущенные окончания.
- Эти окончания слышаться не так, как пишутся: слышу "сасновава", а пишу "соснового". Почему? (они безударные).
Да, безударные окончания прилагательных - это орфограмма. И мы сегодня будет ее изучать.
3. Работа по теме урока. Откройте учебник на стр. 28 и прочитайте таблицу склонений словосочетаний "молодой сосновый лес" и "голубое ясное небо", выделяя ударения голосом.
- Сравните написание ударных и безударных окончаний прилагательных. Они различаются? (они одинаковы).
- Прочитайте правило на стр. 28.
Упражнение 93. Давайте вместе просклоняем словосочетание "ледяной северный ветер".
- В каком прилагательном окончание будет безударным? (северный).
Будем проверять безударное окончание ударным в слове "ледяной". Проставим ударения и подчеркнем безударные окончания:
Самостоятельно просклоняйте словосочетание "огромное ледяное поле". Проверка:
4. Домашнее задание. Упражнение 94. Со словосочетанием, которое вы сейчас просклоняли, вам нужно придумать предложения а И., В. и П. падежах.