Память, мышление, воображение и интеллект — это четыре когнитивные функции, которые тесно связаны между собой и влияют на способность человека к обучению, решению проблем и адаптации к новым ситуациям.
Память позволяет сохранять информацию, мышление помогает анализировать и обрабатывать эту информацию, воображение даёт возможность создавать новые образы и идеи, а интеллект объединяет все эти процессы и обеспечивает общую способность к познанию и пониманию окружающего мира.
Давайте по порядку.
Память - процесс организации и сохранения прошлого опыта, с возможностью повторного использования или повторного возвращения в сферу сознания.
Сложная структура памяти в 4 процессах:
1. Запоминание -механическое и логическое; или заучивание.
Интересный факт: эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, в одних случаях запоминается позитивное, в других негативное.
2. Сохранение - это динамический процесс усвоения и переработки материала.
3. Воспроизведение - актуализация закрепленного ранее содержания психики.
4. Забывание - утрата четкости, уменьшение объема, невозможность воспроизведения материала.
Пример: Вы помните хоть одно школьное стихотворение? Все мы в школе заучивали длинные стихотворения со сложными словами, но впоследствии в процессе забывания оно стало меньше в объеме и качественно изменилось, т.е. основное сохраняется второстепенное забывается. Только наличие интереса способствует длительному сохранению, или то, что связано с потребностями, целями или имеет особое значение.
Виды памяти:
1. По времени сохранения материала:
Сенсорная память - сохранение информации на уровне рецепторов (зрение и слух), время сохранения 0,3-1 секунда. Она безвозвратно теряется если не переводится в другое хранилище.
Кратковременная память - материал сохраняется около 20 с в количестве 5-9 одновременно удерживаемых элементов.
Долговременная память - сохранение без ограничения времени и объема.
2. По характеру психической активности:
Двигательная - сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Признаки- ловкость.
Эмоциональная - хранит пережитые чувства, побуждают к действию
со знаком+ или -. Самый сильный вид памяти.
Образная - зрительный и слуховой вид памяти, ярче у детей и подростков.
Словесно-логическая - запоминание, обработка, анализ, логика. Лучше запоминается то, что понимается.
Механическая - запоминает содержание, осмыслить которое он не может или не хочет.
3. По характеру целей деятельности:
Непроизвольный - отсутствует специальная цель запомнить.
Произвольный - стоит цель запомнить.
Ассоциация - закономерная связь между двумя представлениями, возникающая в опыте человека, т. е. одно представление ведет за собой второе.
4. По использованным для запоминания средствам:
Натуральная память - простой и примитивный вид памяти на ранней стадии развития.
Внешне опосредованная - первый шаг к овладению и управлению своей натуральной памятью.
Внутренне опосредованная - логическая память с элементами опыта.
Мышление
Мышление — это сложный когнитивный процесс, который позволяет человеку анализировать информацию, делать выводы и принимать решения. Оно является одним из основных инструментов познания мира и адаптации к нему.
В процессе мышления человек обрабатывает информацию, полученную от органов чувств, сравнивает её с уже имеющимися знаниями, выявляет закономерности и делает выводы. Это позволяет ему решать задачи, предсказывать события и понимать окружающий мир.
Две особенности мышления - связь с действием и связь с речью. В узком смысле мышление это процесс решения задач. Отсутствие готовых средств решения характеризует особый вид интеллектуальных задач- ПРОБЛЕМУ.
Проблемная ситуация возникает когда не хватает информации и неудовлетворении потребностей, конфликт между дано и должен.
Важное значение для принятия правильного и успешного решения задачи имеют знания, они составляют основу для выдвижения гипотез, огромную роль играет словесная формулировка.
В любом вопросе уже содержится ответ. Это выражение может означать, что в любом вопросе уже есть информация, которая поможет найти ответ.
Например, если вы спрашиваете: «В каком году произошло Бородинское сражение?», то в самом вопросе содержится подсказка, что нужно искать информацию о дате этого события.
Также это выражение можно трактовать как метафору, смысл которой в том, что решение проблемы или ответ на вопрос могут быть очевидными, если внимательно изучить ситуацию и правильно поставить вопрос.
По степени рефлексии разделяют рефлексивное и аналитическое мышление.
Операции для решения проблемных ситуаций: Анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение. Логические формы мышления- понятие, суждение и умозаключения.
Конкурентные способы мышления- Критический (выявление недостатков в суждении люде) и Творческий (открытие нового знания с генерацией идей).
Пример из жизни: как критическое мышление помогло предотвратить выгорание
Руководитель — это всё и обо всём. Так случилось и у меня на работе. Мой директор начал замечать, что в процессе обсуждения я часто стала использовать именно критическое мышление. Это позволило ему вовремя распознать моё выгорание и усталость и разрешить мне отправиться в отпуск.
После отпуска мы пересмотрели мои обязанности. Более 70 % рутинного анализа и задач я делегировала, оставив себе сложный кусочек работы, над которым тружусь с помощью развитого во мне творческого мышления. Этот пример показывает, как важно быть внимательным к своим сотрудникам и уметь распознавать первые признаки профессионального выгорания.
Воображение и интеллект разберем в следующей статье...
Больше интересного об обучении в моем Телеграмм канале Подписывайся прямо сейчас!