Найти тему

Тихая роскошь

когда значение имеет не блюдо, а его подача

ч.1

Все смешалось в… нет, не так. Все встало на свои места. Мир не рухнул, смертельной заразе покончить с человечеством не удалось (по крайней мере на этот раз), жизнь вернулась в привычное русло. Двадцатые годы двадцать первого века, став концом одной эпохи, положили начало новой. Люди многое переосмыслили, сделали выводы, приняли решения. Бизнес под новые реалии выкатил на рынок громадное количество новеньких блестящих вещичек в надежде на хорошую прибыль, не отстал и мир моды. Поднатужившись, он произвел на свет новый тренд, и это был даже не сарказм.

Тихая роскошь. Возникла, можно сказать, ниоткуда, так как никаких предпосылок к ее появлению среди широких масс не наблюдалось, и стала активно продвигаться прессой, блогерами, инфлюЭнсерами. В отличие от большинства трендов, чьи корни уходят в повседневность, моду улиц, какую-нибудь субкультуру и только потом берутся на заметку большими игроками модной индустрии, тихая роскошь – тренд совершенно искусственный, навязанный, непонятный. Если бы мы только знали, что это такое.

Объяснение ясности не внесло. Модные словари, например, определяют тихую роскошь как сдержанный, скромный стиль, который реализуется через безупречную посадку и современный крой. Знакомо? Конечно знакомо. Примерно так же описывают и минимализм, и даже smart casual. По выражению Vogue тихая роскошь менее строгая, чем минимализм, и более изысканная, чем «нормкор». Слова знакомые и как бы все понятно, но ничего не понятно. Где границы строгости? Как вымерять изысканность, чтобы она была именно более, а не менее? А это странное выражение «кто знает, тот поймет»? Кто знает, что поймет? Как тот, кто знает, что-то поймет, если мы сами ничего не понимаем? Это то, что противоположно логомании? Так всё, что не логомания противоположно логомании. Шляпы в стиле барокко, например, вообще не про логоманию, но, как я понимаю, никакого отношения к тихой роскоши они не имеют.

Хотите запустить жизнеспособный тренд, так сделайте его интуитивно понятным, вместо того, чтобы напускать флер элитарной исключительности и ждать, что народ сам начнет ломиться в закрытые двери, горя желанием приобщиться к избранному меньшинству.

Итак, проблема налицо: на словах все просто и понятно, а как доходит дело до воплощения идеи в жизнь, тут то и выясняется, что каждый понимает по-своему, и даже список брендов, производящих подходящую одежду и аксессуары, не сильно помогает. А все из-за того, что нет наглядного примера, узнаваемой мыслеформы, устоявшегося культурного якоря, который мог бы стать основой для понимания нового тренда.

Но, надо отдать должное идеологам тихой роскоши, так просто они не сдались, и, поразмыслив немного, нашли тот самый якорь, за который можно было ухватиться. Из темных углов запыленных архивов на свет божий было извлечено и представлено как нечто новое и свежее понятие «старые деньги». Да, да, это те самые люди, что занимают верхние ступени социальной лестницы, чьи фамилии имеют долгую историю прочно ассоциируются с семейными ценностями, традициями, фамильными усадьбами, наследием и другими не менее респектабельными и уважаемыми понятиями. Вот они со своим скромно-изысканным, но при этом узнаваемо-дорогим стилем и должны стать примером для подражания.

Тут надо объяснить, что речь идет вовсе не о реальном высшем обществе и отдельных его представителях (положа руку на сердце: что они только не носят), и уж конечно не об исторических персонажах (для этого надо не только историю любить, но и много работать с историческими документами). Имеется ввиду тот самый рафинированный и притягательный образ представителя высшего класса, который создали фильмы и сериалы стараниями сценаристов, режиссеров, гримеров и художников по костюмам; образ, воплощенный актерами и актрисами, чье собственное происхождение было чаще всего далеко от аристократического; образ, который накрепко зацементировался в нашем сознании, как эталон принадлежности к избранному сословию.

Отлично, разобрались. Тренд тихой роскоши декларирует идею о том, что настоящее богатство не должно кричать о себе, поэтому одеваться следует просто, но дорого. Каким образом сдержанная и практичная одежда может помочь скрыть частные самолеты, яхты, особняки и люксовые автомобили, не объясняется, но с другой стороны яхты, самолеты и особняки модную индустрию не интересуют, ее интересуют продажи. «Старые деньги» одеваются так, будь как «старые деньги», купи это пальто!

Да и в целом, если смотреть с той же исторической точки зрения, широко распространенная эстетика «старых денег» не такая уж и старая. Хотя сдержанный элегантный шик, как неотъемлемый элемент настоящих представителей высшего класса, прочно закрепился в книгах и фильмах, важно помнить, что так было не всегда.