Уроки русского языка и литературы, наверно, как никакие другие направлены на формирование смыслов и ценностных ориентиров наших учащихся.
Как нашу деятельность мягко, не формально и не навязчиво направить на то, чтобы она способствовала развитию гуманного отношения к миру и людям в нем?
На мой взгляд, стоит начать с формирования понимания ценности человеческой жизни, размышлений на эту тему. Мы пишем похожие сочинения на экзаменах, на уроках, но похожие они именно потому, что затрагивают жизненные ценности как таковые. И дети пишут о семье, о дружбе, о чести, о любви. Но редко упоминают человеческую жизнь. Работа именно над этой темой помогла бы им задуматься над вопросом ценности жизни как своей, так и другого человека, но кроме того, дала бы возможность нам, русоведам, проанализировав текст, успеть подхватить момент, если у ребенка в жизни что-то происходит не так.
Если говорить о произведениях, то тема ценности человеческой жизни поднимается в следующих:
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
А. Платонов «Никита», «Юшка»
В.Г. Распутин «Живи и помни»
А. Грин «Марат», «Карантин»
Л. Андреев «Губернатор»
Л. Петрушевская «Номер один»
Ю. Яковлев «Тихое утро»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
На самом деле произведений, в которых бы поднималась заявленная мной тема, не так уж и много, что только подчеркивает, что это вопрос, требующий размышления. На мой взгляд, рассматриваемую тему ближе детям делает личностный результат урока.
Так, например, после работы с рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма», на рефлексивном этапе, мы с детьми переходим к размышлениям о силе материнской любви. И если в классе нет острых ситуаций, связанных с этой темой (смерть родителя или подобных ситуаций), то я включаю отрывки из интервью, которые дают «Матери Беслана», женщины, потерявшие своих детей. Полный документальный фильм я смогла посмотреть не с первого раза, даже отрывки в пару минут дают ощущения сопричастности к той боли тому ужасу, которые испытали эти женщины. Конечно, подобный этап имеет место быть в старших классах. Самое сильное впечатление (если анализировать обсуждение) на детей произвел отрывок, в котором мать говорит, что винит себя в смерти своего ребенка. Но в чем её вина? И акт террора становится не чем-то интригующим и привлекательным, манифестирующим, а тяжелой и жестокой правдой.
Очень важно еще поднимать темы свободы, свободы выбора и последствий выбора, которые совершает человек. Вот несколько произведений с небольшими комментариями:
М.Ю. Лермонтов «Демон» (Вседозволенность - это свобода? И к чему приводит вседозволенность? Возможно ли вернуться за ту черту, которую ты очень давно переступил и позволил себе опускаться дальше?)
«Белая цапля» Н.Д. Телешов (К чему приводят наши желания?)
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин (Как долго можно убегать от ответственности за свои поступки? Как долго человеку всё может сходить с рук? Насколько тяжела потом расплата за выборы, сделанные легкомысленно?)
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов (Действительно ли Печорин жил только умом? Или это клетка, в которую он загнал себя сам?)
«Старуха Изергиль» М. Горький (Жить ради себя или ради кого-то? Или ка кжить?)
В. Быков «Сотников» (Вопросы предательства, чести и достоинства)
Л. Андреев «Губернатор» (Можно ли заглушить свою совесть?)
В рамках этой темы можно найти намного больше произведений, но важно поднимать вопрос – где границы свободы? К чему приводит вседозволенность? А вывод, как правило, у писателей один – к отрезанности от мира, от других людей. Может, это звучит и романтично, но как заканчивает Демон? А Ларра? Что происходит с Рыбаком? Это тема может подниматься не только на уроках литературы, на нее можно делать акцент, например, в постановках школьных или молодежных театров, там этот акцент прозвучит более полно и ярко.
Кроме того, уроки развития речи часто проходят в форме изложения, иногда – с предварительным анализом текста. И на них можно использовать публицистические тексты о людях, получивших звание Героя РФ в последние 20-30 лет. Так, например, это
Пешков Олег Анатольевич
Мурахтин Константин
Дворников Александр Владимирович
Байкулов Вадим Владимирович
Дьяченко Андрей Александрович
Романов Виктор Михайлович
Портнягин Денис
Разумовский Дмитрий Александрович
Туркин Андрей
и множество других. Эти истории сложно читать без слез, но через эмоции и сопереживание тоже происходит процесс воспитания (однако важно подобным наполнением урока не злоупотреблять). Кроме того, ведь очень много людей, поступивших героически перед лицом опасности, в каждом регионе. Тексты о них будут еще содержать и региональный компонент, который обязательно должен быть в школьной программе.
По этому же пути идет и итоговое собеседование. В демоверсии экзамена этого года, например, мы видим текст, посвященный Ивановой Екатерине Ивановне, фельдшеру, закрывшей собой тяжело раненного военнослужащего в феврале 2022 года.
Такие тексты имеют место быть и должны быть, но их нельзя использовать в избытке, чтобы это не ушло в формальность и некую навязчивость.
Кроме того, есть конкурсы чтецов вроде «Живой классики», чемпионаты по чтению вслух, например, «Страница 19», проекты, нацеленные на сохранение исторической памяти, например, «Без срока давности», в рамках которых можно запустить трек по формированию антитеррористического сознания посредством работы с текстами или иными материалами.
Это работа вдолгую, но это очень важная и нужная работа, которая не требует каких-то сверхусилий. Однако вот так, маленькими шажками, мы можем помочь детям задуматься над очень важными и, к сожалению (как бы ни прискорбно это звучало), актуальными сейчас вопросами.