Социальная адаптация
На первом этапе знакомства с коллективом каждый новый сотрудник проходит через социальную адаптацию —процесс, в ходе которого он знакомиться с нормами поведения и общения на рабочем месте, а также включается в систему взаимоотношений с коллегами. На этом этапе важно обратить внимание на такие элементы как
- Создание благоприятной рабочей атмосферы в коллективе и знакомство сотрудника с коллегами.
- Ознакомление сотрудника с нормами общения с руководителями, коллегами и подчинёнными.
- Знакомство сотрудника с политикой конфиденциальности компании, в ходе которой новичку следует объяснить, какие темы не следует обсуждать с коллегами, например, суммы сделок или конфиденциальные данные.
Задача компании на этом этапе — помочь новичку успешно влиться в коллектив. Согласно опросу 4Service Group, атмосфера в коллективе важна для 36% опрошенных россиян.
Профессиональная адаптация
Профессиональная адаптация —значимый этап, на котором новый сотрудник знакомится с рабочими задачами и понимает свою роль в компании. Основные элементы этого этапа включают:
- Ознакомление сотрудника с правилами взаимодействия с клиентами и стандартами предоставления услуг.
- Ознакомление сотрудника с кассовой дисциплиной, технологиями и алгоритмами выполнения задач.
- Обучение новичка работе с возражениями и сложными вопросами.
- Предоставление сотруднику информации о том, к кому можно обратиться по тем или иным вопросам.
На этом этапе новичку даются практические задания, по выполнению которых он может получить обратную связь от непосредственного руководителя и коллег.
Включение в рабочие процессы
Включение в рабочие процессы является ключевым этапом адаптации нового сотрудника, который состоит из следующих шагов:
- Назначение наставника, который будет помогать новому сотруднику.
- Выполнение сотрудником задач под руководством наставника.
- Регулярная корректировка действий нового сотрудника, обучение тонкостям работы в команде.
Сбор обратной связи
Сбор обратной связи по завершению адаптационного периода позволяет оценить насколько успешно сотрудник влился в коллектив и справляется со своими обязанностями.
- Проведение анкетирования или неформальной беседы с сотрудником и его непосредственным руководителем, чтобы, с одной стороны, узнать насколько комфортно сотруднику работать в новом коллективе, а с другой понять, насколько успешно он может в дальнейшем работать в компании.
- Полная оценка знаний и навыков сотрудника, выявление зон роста, а также составление индивидуальной траектории профессионального развития внутри компании.