Произведения Ильи Репина не оставляют равнодушными как профессионального игрока арт-рынка, так и массового зрителя. Даже вспоминая скандал в Третьяковской галерее с полотном «Иван Грозный и сын его Иван», люди искусства думают в первую очередь не о том, что холст атаковал сумасшедший. На передний план мы выносим мистицизм Репина и главную загадку его искусства — почему оно так трогает? Откуда в нем сила вызывать эмоции?
Тогда некоторые гости музея признавались: находиться возле «Ивана Грозного» физически и эмоционально сложно. Полотно давит и нагружает мозг отнюдь не светлыми мыслями. Но думать, будто Репин способен вызывать лишь негативные эмоции, будет в корне не верно. Его блистательные, бессмертные произведения полнятся и светлыми сюжетами — и за эту энергетику игроки готовы отдавать все больше и больше сумм.
Только в апреле 2023 года за 44,2 млн рублей с молотка Artinvestment ушло метровое масло «Натурщица». Изображенная на полотне обнаженная девушка чувствует себя органично в свежем и молодом теле, умиротворенно играя с щенком. Существует легенда, что это был бульдог самого Федора Шаляпина, звезды российской оперы, который был без ума от собак. Да и вместо натурщицы Репин должен был рисовать его, вот только артист пропадал на гастролях. Зато собака была на месте, готовая позировать.
Любимый бульдог Шаляпина — Ройка — изображен на портрете певица кисти Бориса Кустодиева, вальяжно стоящий у ног статного хозяина. Но это изображение пестрит некой элитарностью, а у Репина щенок совсем другой, даже не по окрасу шерсти (мы доподлинно не знаем, который это по счету пес Шаляпина), а по настроению. Работа вышла намного теплее Кустодиевской, и холст так и манит зрителя в свои объятия — туда, в пестрое закулисье театра, где слава и карнавал ходят где-то рядом с приземленностью наготы.
Другой недавно проданный портрет кисти Репина — «Молодой человек в мастерской художника». Он ушел с аукциона Artinvestment за 26,5 млн рублей, и эта работа, пожалуй, одно из самых ярких доказательств мистического таланта художника работать с человеческой эмоцией. Неудивительно, что один из крупнейших живописцев второй половины XIX века больше всего лежал душой (и рукой) к портретам.
Безымянный юноша застыл, при этом оставаясь в движении. Зритель чувствует, как герой портрета поворачивает голову, притягивая ладонь к расстегнутой рубашке. Ему жарко? Или он хочет прикрыться? Эмоции на лице молодого мужчины мелькают на грани неуверенности и любопытства: страха в его глазах нет, но он явно неспокоен. И все-таки, тревогой холст не отдает ни на йоту — скорее, зрителю любопытно раз за разом изучать тысячи мазков, приведших Репина и его героя к именно этой эмоции, которой, возможно, человечество еще не придумало названия.
Илья Репин появляется на рынке довольно редко — отсюда и высокая востребованность у коллекционеров. А портреты художника, то, в чем он солирует лучше всего, ценятся особо. И на ближайших торгах Artinvestment вновь будет портрет, считавшийся утерянным и забытым. Это «Портрет А. Г. Белопольского», написанный в 1884 году. Полотно занимало свое место в доме Репина в родных Пенатах.
Резервная цена ему на ближайших торгах — 16 млн рублей. Но, конечно, ставки высоки, и, вероятнее всего, «Портрет А. Г. Белопольского» будет продан за гораздо большие деньги. Как минимум на это указывают известная личность изображенность, тот факт, что долгое время Репин оставлял картину в собственном доме, а также сумасшедший спрос на работы художника. Так, в 2020 году работа «Всадник. Офицер на коне» была продана на Artinvestment за $48 тыс., тогда как в 2008 она стоила всего $18 тыс. То есть, за каких-то двенадцать лет ценник на Репина вырос на 20 тысяч, что делает его по-настоящему инвестиционно привлекательным автором.
Но даже если рассуждать технически, подсчитывая слои и мазки, оценивая историю произведения и степень его редкость, мы не можем не вернуться к эмоциональной составляющей работы. Кто он — таинственный А. Г. Белопольский? Великий художник запечатлен отца своего большого друга, ничуть не менее великого, чем он сам — астрофизика и астронома Аристарха Белопольского. Судьба его отца, изображенного на картине, была неприглядной: Аполлон Григорьевич сначала работал надзирателем в гимназии, а потом — контролером Московской-Ярославской железной дороги.
Репин, зная, что именно этот человек подарил миру нечто совершенно значимое — гениального сына и прекрасного друга — отразил эти чувства на холсте. Яблочки щек Белопольского-старшего порозовели от загара, легкая улыбка прячется под густыми усами. Отец гениального ученого умер за год до того, как его портрет Репинского авторства был завершен. Но не умерла его улыбка и его наследие, подарившее миру человека, доказавшего эффект Допплера и определившего лучевые скорости небесных светил. Возможно, поэтому и холст Репина так освежающе светл.