Найти тему

Преодолевая многословие

«И все исчезнет невозвратно не в очистительном огне, а просто в легкой и приятной венецианской болтовне». Так в начале 1920-х поэт Владислав Ходасевич увидел возможную гибель мира – в шуме и гаме большого города, под ни к чему не обязывающие разговоры. «Легкая и приятная болтовня» - то, что очень ценил венецианец Витторе Карпаччо. Конец света он не писал и вряд ли задумывался об эсхатологии, но нередко был в своих картинах настолько «многословен», что главные герои и смысл происходящего терялись.

Посмотрите, например, на «Исцеление одержимого на мосту Риальто». Картина, предназначенная для религиозного братства святого Иоанна Евангелиста, рассказывает, как с помощью фрагмента чудотворного Святого креста удалось излечить бесноватого. Само чудо происходит в левой части картины, на втором этаже лоджии дворца. Но прежде всего глаз цепляется не за него, а за мельтешение фигур и лодок и любовно выписанные здания. Карпаччо явно хочется показать нам свой родной город, который он очень любил.

Если Брейгель-старший изображал Христа, Иосифа, Марию, апостола Павла в будничной круговерти, где чудо и величайшие трагедии не видят, это было четкой концепцией художника-мыслителя, с грустью глядевшего на безумный мир. Карпаччо совсем не такой. Ему прежде всего хочется остановить нас, взять за локоть и говорить, говорить, говорить… То, с чего начался разговор, быстро забывается, важен сам процесс.

Так же «легко и приятно» Карпаччо говорит о Рождестве Богородицы. Если б не название, можно вообще не догадаться, кто появился на свет. Все теряется и растворяется в прелестных трогательных деталях, изображенных с большой нежностью. Только при чем здесь Мария?

-2

Как бы ни были хороши эти работы, лучшие картины Карпаччо – те, где он преодолевает свое живописное многословие. И делается от этого еще более красноречив. Один из шедевров художника – "Сон святой Урсулы".

-3

Полотно входит в цикл, изображающий эпизоды жития этой христианской мученицы: английские послы просят руки Урсулы для принца Эрея, послы отправляются в обратный путь, Урсула и Эрей встречаются друг с другом, Урсула встречается с папой Кириаком и т.д., до трагической гибели святой от рук гуннов.

Во всех картинах цикла много людей и действия, кроме одной. Здесь Карпаччо прекрасно соединяет чудесное и обыденное, добиваясь выдающегося результата. К спящей Урсуле входит ангел и открывает, что ее ждет. Композиция полотна напоминает Благовещение, но ангел несет не благую, а горестную весть о предстоящей гибели. При этом картина на редкость светлая, смерть не страшна. Комнату заливает мягкий свет, от которого не укрывается ни одна деталь. Хочется подолгу рассматривать их и не уходить. Ведь мы тоже находимся внутри.

Как и в другом шедевре Карпаччо «Видение святого Августина».

-4

Снова комната с любовно выписанной обстановкой, снова нежный свет, снова тишина. И снова чудо, увиденное как реальность. По легенде, Августин решил написать письмо святому Иерониму, еще не зная о его смерти, и задать несколько богословских вопросов. Он обдумывал послание, и вдруг келья озарилась неземным сиянием и голос Иеронима сказал, что его душа уже на небесах.

Как и Беллини в «Экстазе святого Франциска», Карпаччо решительно отказывается от эффектных образов. Его неземное сияние – всего лишь льющийся сквозь окно солнечный свет, на который завороженно смотрит не только Августин, но и милая собачка.

А вот что видит «Молодой рыцарь на фоне пейзажа»?

-5

Это одна из самых загадочных и притягательных картин художника. Она настолько нетипична для мастера, что когда-то ее даже приписывали кисти Дюрера. Кто изображен на холсте, не выяснено до сих пор, зато искусствоведы сходятся во мнении, что тщательно прорисованные цветы и растения – не просто часть фауны, а аллегории добра и зла. Даже не зная этого, ощущаешь разлитую повсюду тревогу. Неслучайно рыцарь готов вынуть меч из ножен, словно видит опасность.

Поэзию Карпаччо находил повсюду – и в Библии, и в легендах, и в обыденности. Влюбленный в Венецию, он просто не мог не увековечить ее женщин. Правда, в истории искусства горожанкам не очень повезло. Когда-то большую картину художника разделили на две части. Нижняя, названная исследователями «Две венецианки», оказалась в Венеции в музей Коррер, а верхняя, получившая название «Охота в лагуне», - в музее Гетти в Лос-Анджелесе. Что это две части единого целого, выяснилось лишь во второй половине XX века. При этом дамы явно не обращают никакого внимания на лодки и находятся словно не здесь. Изящная сцена из жизни горожанок оказывается не менее таинственной, чем эпизоды жития святой Урсулы.

-6

Последние годы жизни еще не старый Карпаччо практически прекратил писать. Но перед долгим молчанием создал еще один шедевр, снова признавшись в любви к Венеции. Здесь нет толп людей, теснящихся лодок, загадочных красавиц. Художник изобразил льва святого Марка – символ родного города.

-7

Изысканная (именно так!) фигура хищника с крыльями занимает центр картины, а вдали виднеются здания и корабли. Символ и жизнь, вечное и сиюминутное в очередной раз неотрывны друг от друга.