Найти в Дзене
Отражение науки

Китайский мегапорт в Перу меняет геополитику в регионе.

Крупнейшая китайская государственная судоходная компания Cosco Shipping начала строительство современного многоцелевого порта в Чанкае, Перу, ещё в 2019 году, осуществив многомиллиардные инвестиции. На данный момент строительство в самом разгаре: открытие порта планируется в ноябре текущего года во время саммита АТЭС в Лиме, столице Перу.

Государственная китайская корпорация COSCO Shipping оперирует одним из крупнейших флотов судов-контейнеровозов в мире. Изображение: kees torn, CC BY-SA 2.0, flickr.com/people/68359921@N08
Государственная китайская корпорация COSCO Shipping оперирует одним из крупнейших флотов судов-контейнеровозов в мире. Изображение: kees torn, CC BY-SA 2.0, flickr.com/people/68359921@N08

Сейчас в западной прессе поднялась волна критики в адрес этого проекта, что совсем неудивительно: этот мегапорт действительно поменяет геополитическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, принципиально ослабив влияние США. Почему же этот транспортный узел имеет такое большое значение? Прежде всего из-за лития, «нефти нашего времени». Доля электрических автомобилей в мире неуклонно повышается, и именно литий является главным минералом, используемым при производстве литий-ионных тяговых аккумуляторных батарей.

В Латинской Америке находится порядка 60% мировых запасов лития, основная часть которых сосредоточена в соляных озёрах так называемого «литиевого треугольника»: регионе, в котором сходятся границы Чили, Аргентины и Боливии. Поскольку Китай является крупнейшим в мире производителем аккумуляторных батарей, для него крайне важно обеспечить бесперебойную доставку этого сырья. Порт Чанкай для этого идеально подходит. Дело в том, что Боливия, страна №1 в мире по запасам лития, не имеет выхода к морю. И порт в соседней Перу является для неё лучшим решением. Основные запасы Чили и Аргентины также расположены неподалёку.

Крупнейшее в мире месторождение лития: Боливия, соляное озеро Салар де Уюни, фото: unsplash.com
Крупнейшее в мире месторождение лития: Боливия, соляное озеро Салар де Уюни, фото: unsplash.com

Порт располагает естественной глубоководной гаванью и соединён с Панамериканским шоссе. Примечательно, что этот порт состоит из двух частей, расположенных на разных концах города Чанкай и соединённых между собой длинным грузовым туннелем, проходящим прямо под городом. Недавно в Чанкай прибыла первая партия из пяти автоматизированных железнодорожных кранов производства мирового лидера в этой области, китайской ZPMC.

Интересно, что правительство Бразилии начало рассматривать вопрос о перенаправлении экспорта своей сельскохозяйственной продукции через новый перуанский порт вместо традиционного маршрута через Панамский канал. Хотя США передали контроль над каналом правительству Панамы ещё в 1999 году, вряд ли американцев обрадует, что принципиальные логистические потоки смещаются так далеко от их территории.

Недра Перу богаты полезными ископаемыми. Изображение: unsplash.com
Недра Перу богаты полезными ископаемыми. Изображение: unsplash.com

Не будем забывать, что помимо лидерства в области производства электромобилей, Китай является фактически мировым доминантом в производстве солнечных панелей (порядка 80% мирового рынка). А Латинская Америка, и в частности Чили и Перу, обладают крупнейшими запасами меди, столь необходимой для солнечных панелей. Недаром Китай ранее инвестировал серьёзные средства в Матарани, другой перуанский порт, а также построил железную дорогу, соединяющую этот порт с медной шахтой Лас-Бамбас, расположенной в центре страны.

Помимо импорта Китай также активно строит промышленные предприятия, в основном в области переработки сырья: в Боливии — фабрику по переработке лития, в Чили — фабрику по производству литий-железо-фосфата. Ну и куда же без вездесущих китайских электромобилей: в Бразилии располагаются сразу два завода китайского автопрома: BYD и Great Wall Motors.

Электромобили китайской BYD мегапопулярны на рынках развивающихся стран. Изображение: User3204, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org
Электромобили китайской BYD мегапопулярны на рынках развивающихся стран. Изображение: User3204, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Можно сказать, что Китай и Южная Америка «нашли друг друга». Китай нуждается в стабильных поставках сельхозпродукции для своего громадного населения и сырья для промышленности, а страны Латинской Америки — в недорогой потребительской продукции. Лучшего латиноамериканцам пока не смог предложить никто.