Найти тему

"Калевала". Текстильный коллаж

Герои эпоса
Герои эпоса

В арт-центре «Борей» (Санкт-Петербург) открылся вернисаж «Калевала. Новая версия. Текстильный коллаж» Ирины Дудиной, художника, писателя, поэта.

«Калевала» - карело-финский поэтический эпос Элиаса Лённрота (финский лингвист, фольклорист, 1802-1884 гг), состоит из 50 рун – народных эпических песен, большая часть которых была записана в Карелии.

Волшебство, колдовство, подвиги
Волшебство, колдовство, подвиги

Калевала - мифическая страна, где живут карельские народные герои. Каждая руна повествует о каком-то событии в жизни главных героев эпоса. На вернисаже представлены 18 работ, каждая из которых является визуальным пересказом определенного сюжета, некоторые из них не иллюстрировались прежде.

Похищение Кюлликки
Похищение Кюлликки

Так «Похищение Кюлликки» иллюстрирует руну одиннадцатую, в которой рассказывается как Ахти Лемминкяйнен, уроженец острова Кауко, отправляется свататься к девице из знатного рода Саари. Его мать отговаривает от этой затеи

Ты не сватайся, сыночек,

К деве той, что выше родом.

Ведь тебя там не потерпят,

В роде Саари очень знатном…

Но Лемминкяйнен не слушает совета матери, отправляется в Саари и устраивается там пастушком. Сначала девицы Саари насмехаются над ним, но вскоре близко знакомятся с ним. И только одну Кюлликки, ради которой он отправился, он не может покорить и тогда, наконец, похищает ее насильно, кладет в сани и отправляется в путь. Кюлликки плачет, но больше всего огорчается воинственностью Лемминкяйнена. Он ей обещает, что никогда не пойдет на войну, если Кюлликки тоже пообещает никогда не бегать в деревню на танцы. Оба клянутся исполнить свои обещания.

Но спустя год обещания были нарушены. Кюлликки в отсутствие мужа сбежала на танцы, а Лемминкяйнен, узнав об этом, ушел на битву.

Ирина Дудина рассказывает о своих впечатлениях после прочтения "Калевалы"
Ирина Дудина рассказывает о своих впечатлениях после прочтения "Калевалы"

Как рассказала Ирина Дудина, многие художники и иллюстраторы уже создали и представили миру свое видение героев «Калевалы», их характеры, событийные места. Обратиться к карело-финскому эпосу ей предложили друзья-галеристы из Сортавалы (Карелия), где ее работы выставлялись неоднократно. Идея ей понравилось, казалось, она быстро справится с очередным творческим вызовом. Но у судьбы на этот счет оказались свои планы. От предложения до воплощения прошло 3 года. И, как пояснила автор работ, на создание каждого «коврика» времени ушло немного, гораздо больше его понадобилось на создание образа и его восприятие.

Злость, зависть, куда же без них
Злость, зависть, куда же без них

«Я увидела в «Калевале» близкую мне эстетику коллажа, лоскутов, собранных в целое иногда весьма произвольно. Мне захотелось в колористике подчеркнуть дряхлую яркость затертых мифов, и я выстроила сюжеты как схемы действий или театральные сценки. Калевала мне показалась почти житием некоего древнего рок-певца и его богемных дружков, которые жестко внедрялись в обывательский консервативный строй жизни», - поясняет Ирина Дудина.

Во чреве великана
Во чреве великана

Помимо концентрации смыслов и сюжетов калевальские коврики Дудиной завораживают «декоративной роскошь ситцевых тканей разных эпох (от ситцев времен СССР до современных распоротых текстильных изделий разных стран из секонд-хэнда)».

Берегись своих желаний
Берегись своих желаний

«Мои герои – это цветущая реальность, анимация через раскрашенную другими художниками ткань, проступающие всюду полоски, горошки, растительные узоры, - говорит Ирина Дудина. - Они соединяют финский эпос с российской, советской реальностью, карельскую и славянскую древность.»

Не бросай камень в чужой хлеб
Не бросай камень в чужой хлеб

Вернисаж приурочен к 175 выхода полной версии эпоса «Калевала» (1849 г.). Взглянуть на героев поэтического эпоса «Калевала» по-новому можно до 3 августа 2024 г.