Найти тему
Доктор Антикризис

ЕСЛИ ТЫ КРЕЩЕН, ТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ. МИРОПОМАЗАНИЕ. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

"Цель жизни христианской заключается в стяжании Святого Духа", — говорил преподобный Серафим Саровский.

Божественной благостью и премудростью, по снисхождению к «нищете нашего естества», в таинстве Крещения дан нам некий способ подражания Началоположнику нашего спасения Господу Иисусу Христу, «приводя в действие, что Им прежде было совершено» (святитель Григорий Нисский), т. е. спасительные смерть и воскресение.

Человек в таинстве урещения отлагает ветхого человека, облекается в нового, «обновляемаго по образу Создавшаго его: да быв сраслен подобию смерти (Христовой) крещением, общник и воскресения будет и, сохранив дар Святаго… Духа и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания и сопричтется перворожденным, написанным на небеси в Бозе и Господе нашем Иисусе Христе».

Порок в человеке теперь гнездится на периферии. Но, борьба с ним будет всю жизнь.

И вот во втором таинстве, таинстве Миропомазания, — «животворящем помазании», — крещенный получает «Божественное освящение», дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной: благодатью Святого Духа подается крещенному «утверждение в вере», избавление от козней «лукавого» (диавола), соблюдение души «в чистоте и правде» и благоугождении Богу, чтобы быть «сыном и наследником Небесного Царствия».

В молитве на измовение на 8-й день Церковь молится о новопросвещенном, чтобы Господь через благодать

таинства миропомазания сподобил его пребыть непобедимым подвижником в борьбе с грехом и врагом-диаволом, показал его и нас до конца победителями в подвиге и увенчал Своим нетленным венцом.

ПЕРЕВОЖУ НА СВЕТСКИЙ ЯЗЫК СУТЬ

Крещение христианское есть Крещение Духом Святым; оно дает абсолютно новые дары, являющиеся следствием уже одержанной Христом победы над диаволом, воскресение со Христом, новую жизнь, новое духовное рождение.

О новозаветном понимании духовного смысла Крещения сказано в 3 главе Евангелия от Иоанна: «...истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие » (3, 5).

Крещение – это не просто моральная перемена, которая происходит с человеком. Человек, находившийся прежде вне Бога и потому фактически не обладавший подлинным – духовным – бытием (ведь вне Бога не может быть никакой настоящей жизни), хотя и живший как плоть, но на самом деле пребывавший духовно «не сущим», истинно рождается, духовно созидается в крещальной купели.

ЧТО ТАКОЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА, которые человек получает в Миропомазании

Во время помазания святым миром человек получает Дары Святого Духа для освящения, укрепления и роста в духовной жизни.

Дух Святой, исходя на верующего, благодаря его чистой и праведной жизни, зажигает в нем устремление к Богу как своему Первообразу. "Цель жизни христианской заключается в стяжании Святого Духа", — говорил преподобный Серафим Саровский.

При помазании миром священник каждый раз проговаривает: "Печать Дара Духа Святого". Эта печать свидетельствует, что человек стал Божиим и должен навсегда оставаться вместилищем благодати и жилищем Святого Духа.

Среди несметных Даров Духа Святого наивысший — христианская любовь. Через Таинство Миропомазания в душу христианина засевается божественная любовь и вместе с ней — "радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22-23), а также много других плодов Духа Утешителя.

О них Церковь просит в молитве, с которой начинается Таинство Миропомазания. В этой же молитве Церковь просит для приходящего к Таинству позволения причащаться Тела и Крови Господних в Таинстве Причащения.

Принять дар Святого Духа, воспринять совершенное призвание члена Церкви Христовой может только тот человек, истинная природа которого уже восстановлена во Христе: именно поэтому Крещение и предшествует Миропомазанию.

Получаемый в Миропомазании Дар Святого Духа — это то, что не может принадлежать нашей тварной человеческой природе. Человек был сотворен для того, чтобы в своем совершенствовании при помощи Божьей и по Его милости стяжать этот дар — как осуществляющийся союз любви между Творцом и Его творением, достигнув через это обожения. Как пишет апостол Павел: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21).

Эти слова о запечатлении нас Духом

Миропомазание дает дар понимания Истины Христовой. Сам вселяющийся в нас Дух Святой учит нас понимать Писание, понимать церковное учение, понимать то, что происходит в Таинствах; Сам Дух научает нас всему, потому что Дух Святой живет в нас и дает нам новый разум, новый душевный мир, новую молитву, новый образ постижения путей Спасения. Как говорит апостол Иоанн Богослов в своем 1 Послании: «вы имеете помазание от Святого и знаете все… Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему он научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2, 20,27).

Конечно же, все это отнюдь не означает, что мы с вами должны полагаться лишь на собственный «внутренний голос», а не на советы наших духовных наставников, учителей, рассчитывая при этом, что Господь Сам нас всему как-нибудь да научит.

Подобное действие Божественной благодати, конечно же, известно нам из истории православной святости, но оно было доступно лишь высочайшим христианским подвижникам, порой даже не имевшим никакого богословского образования, но в тонкостях постигших православное вероучение (таков был, например, преподобный Силуан Афонский).

Мы же с вами можем получить просвещение действующим в нас Духом Святым как бы «опосредованно»: через участие в церковных службах, через окормление у духовника, через чтение святоотеческой литературы, усваивая — с помощью Божией — важнейшее для нашего Спасения и обретая — благодаря дару личной Пятидесятницы — все новые силы для следования по этому Пути.

С уважением и верой в Вас,

Виктория Танайлова

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц