Найти тему
ROLLINGSTOCK Agency

О трендах и вызовах в железнодорожном машиностроении России

Производство электровозов на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Источник: Журнал «Ритм машиностроения»
Производство электровозов на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Источник: Журнал «Ритм машиностроения»

Во время неопределенности и кризисных событий 2022-2023 годов железные дороги в очередной раз подтвердили свою роль устойчивой основы транспортной системы России и экономики страны в целом. Производители рельсового подвижного состава сохранили и по ряду направлений нарастили выпуск продукции, в отличие от ряда других отраслей.

Более того, они ускорили проекты по импортозамещению ключевых комплектующих и созданию новых российских производств, а также в целом сохранили вектор конструктивного инновационного развития. С первой шоковой волной железнодорожное машиностроение успешно справилось, во многом благодаря применению антикризисных стратегий, сохранению большого внутреннего заказа и государственной поддержке.

Сейчас уже всем очевидно, что мировое устройство проходит период глобальной трансформации, а рестрикции и ограничения недружественных государств против экономики России будут действовать еще долго. Понятно и то, что вводимые «санкции» являются инструментом конкуренции, направленным на выдавливание российских компаний с растущих рынков. В условиях задач сохранения бизнеса и производства компаниям приходится применять радикальные меры — ограничивать инвестиции в долгосрочные проекты, переводить активы и штат за рубеж, осуществлять закупки параллельным импортом.

В то же время мы стоим на пороге нового этапа модернизации железно- дорожного транспорта и профильного машиностроения. Именно сейчас закладывается фундамент развития отрасли на ближайшие несколько десятилетий. Учитывая темпы роста стран-партнеров по БРИКС, Россия сейчас проходит судьбоносную точку. От заложенной траектории дальнейшего движения зависит, сохраним ли мы свое положение среди мировых лидеров в железнодорожной сфере или станем сборочным и ресурсным «сателлитом» более молодых игроков — Китая, Индии и других.

Перед железнодорожным транспортом и производителями подвижного состава России стоят масштабные и комплексные вызовы. Среди них:

  • создание сети высокоскоростных магистралей и собственного поезда с конструкционной скоростью 360 км/ч,
  • запуск и масштабирование беспилотного движения,
  • развитие предиктивной аналитики для обслуживания техники,
  • увеличение провозной способности железнодорожной инфраструктуры,
  • постановка в серийный выпуск новых поколений локомотивов, электропоездов, грузовых и пассажирских вагонов, путевой техники для перспективных условий работы,
  • значительное повышение мобильности в городском транспорте, в том числе за счет внедрения современных трамваев,
  • освоение выпуска комплектующих и субкомпонентной базы с характеристиками и надежностью, превосходящими зарубежные аналоги,
  • обеспечение стабильной работы транспортной системы под нарастающим санкционным давлением.

Все эти задачи далеко не тривиальные и соответствуют мировым трендам. При их успешном решении российские перевозчики и производители получат богатый практический опыт, расширят и разовьют новые производства, поднимут инженерную школу на новый уровень, усовершенствуют бизнес-процессы. В результате Россия не только сохранит свою позицию на международной арене, но и значительно повысит конкурентоспособность своего экспортного предложения в направлении рельсовых технологий. Железнодорожный транспорт активно развивается и модернизируется по всему миру, спрос на эти решения будет долгосрочным.

Во многом преодолению перечисленных вызовов должны помочь национальные проекты технологического суверенитета, в которые обязательно должны быть включены железные дороги и транспортное машиностроение. При этом необходимо заложить максимальный акцент на реальное достижение целей, в том числе не допускать   формального подтверждения реализации проектов в установленные сроки за счет ключевой импортной компонентой базы вместо российской. Подход «копировать-вставить», который часто применяется при актуализации стратегических документов, в том числе при разработке текущей редакции стратегии обрабатывающей промышленности, должен быть исключен — ставки настолько высоки, что государственная мысль должна быть своевременна и ясна как никогда.

Исторический опыт показывает, что дружественность других стран на глобальном рынке — сущность переменчивая. Независимость России от импорта и технологический суверенитет должны стать реальными. Это долгий и трудоемкий процесс, включающий модернизацию систем образования и привлечения кадров, изменение мышления инженеров и конструкторов с глобализации на суверенизацию производственного процесса, выращивание новых поставщиков и стимулирование развития технологических стартапов, непрерывное повышение качества и совершенствование инструментов сбыта.

Государство не сможет и не должно самостоятельно следить за всеми элементами этого важнейшего процесса и тем более реализовать их. Его задача — определять актуальные цели в соответствии с национальными интересами и реализовывать стимулирующую кредитно-денежную политику. «Дешевые» деньги нужны промышленности как воздух.

Авторы:
Александр Поликарпов, сооснователь и управляющий партнер ROLLINGSTOCK Agency
Сергей Белов, сооснователь и главный редактор ROLLINGSTOCK Agency