Несмотря на хайп вокруг блокчейна, важно обращать внимание не только на возможности технологии, но и учитывать риски применения этой технологии. Об этих больших рисках и рациональности применения этой технологии и хочется поговорить.
Начать хочется с вопроса рациональности. Эффективность использования блокчейн-технологий, например, для идентификации потребителей сегодня ставится под сомнение в силу простых причин: сейчас есть более предсказуемые , простые, не такие дорогие и намного менее рисковые решения.
Если говорить о разработке современных блокчейн-решений, то нельзя отрицать тот факт, что их разработка слишком сложна. Процесс разработки требует большого числа итераций и, соответственно, технология имеет малую предсказуемость.
Ко всему прочему, внедрение блокчейн-решений требует большого количества ресурсов, в том числе для хранения и обслуживания информации.
Если говорить о рисках применения блокчейн-технологии, то нужно признать, что они самые разнообразные и имеют в том числе масштабные последствия.
Среди рисков - хакерские атаки. Пример наиболее масштабной атаки - взлом децентрализованной автономной организации Тhе DAO. В результате этого взлома утрачено порядка $60 млн. в эквиваленте криптовалюты Etherium. Результатом атаки на криптовалютную биржу Bitfnex стала утрата $72 млн. в эквиваленте криптовалюты Etherium.
Риски могут реализоваться и без участия хакеров; например, из-за банкротства недобросовестных участников рынка. Банкротство одной из бирж, которое имело большой резонанс, повлекло потери в размере $460 млн.
Рисковый характер транзакций в блокчейне - оборотная сторона гибкости, открытости и широких возможностей цифровых платформ.
Даже разработчики крупнейшей в мире блокчейн-платформы признают не только небезопасность, но и хрупкость системы на данный момент.
Источник: «Блокчейн на пике хайпа: правовые риски и возможности». А. Ю. Иванов (рук. авт. колл.), М. Л. Башкатов, Е. В. Галкова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т права и развития ВШЭ - Сколково. - 2-е изд. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.