К сожалению, далеко не все работодатели добросовестны, отсюда попытки обмануть сотрудника, низкие выплаты и прочее. Жители столицы поделились с корреспондентом агентства «Минск-Новости» неудачным опытом на поприще подработок.
Виктор
– У меня была история, связанная с подготовкой раундов для квизов. Организация, с которой я сотрудничал, проводила игры в Санкт-Петербурге. От меня требовалось собрать вопросы для пяти, если не ошибаюсь, разных туров. Некоторые из них были построены на видео или аудиодорожках (нужно было угадать, откуда отрывок или, допустим, популярную фразу героя, которая звучала на обратном воспроизведении), – рассказывает молодой человек.
В вопросах должна была присутствовать изюминка: элемент комедии. Это отличало игру от классического «Что? Где? Когда?». И найти забавные факты, которые можно было использовать для подготовки материала, по словам парня, оказалось непросто.
Когда Виктор закончил с подготовкой скрипта, он скинул результат куратору. Тот указал на вопросы, которые необходимо заменить: мол, они уже фигурировали в их квизах. Собеседник исправился.
– Далее вопросов, которые «уже фигурировали в играх», стало оказываться все больше. То есть, допустим, пункты № 8 и № 12 на первом этапе согласования их устроили, а на третьем (все это время я правил другие моменты) – «они уже были, переделывай». Заподозрил, что мой материал они могут просто забирать в проходящие прямо сейчас квизы в случае нехватки вопросов. Иначе почему было не указать мне сразу на все «повторяшки» в сценарии? – задает риторический вопрос молодой человек.
Бился с этой подработкой Виктор пару месяцев, в результате прямо озвучил свои предположения о том, что его используют как бесплатную рабочую силу. В ответ ему предложили завершить сотрудничество, чему собеседник был несказанно рад.
– Заплатили мне за эту головную боль 80 рублей. Честно, я не сильно расстроился, даже наоборот. Было бы обиднее уйти с вытрепанными нервами и без копейки в кармане, – заключает Виктор.
Василиса
– В 2022 году я взяла на реализацию простой заказ: клиенту нужно было проанализировать конкурентов, написать пару постов и контент-план на месяц. Тогда я только начинала свой путь в этой сфере, поэтому соглашалась на все предложения (хотела набить руку). Страница для ведения была простой: 800 подписчиков, узкая ниша (броши ручной работы), и я с энтузиазмом взялась за выполнение задач, – рассказывает девушка.
Клиент все никак не мог заполнить бриф, поэтому собеседница решила уточнить интересующие ее вопросы по телефону. Для бизнесмена мужчина вел себя странно: например, девушка просила назвать конкурентов, описать, что ему нравится в их бренде, на что собеседник отвечал: «Мне чужая жизнь не интересна».
Василиса продолжала задавать вопросы: спрашивала, в каких цветах он хотел был видеть профиль, какой стиль ведения страницы клиенту больше нравится и т. д. Девушка показывала заказчику разные шрифты, чтобы тот смог выбрать понравившийся. Но на все получала один ответ: «Вы, как специалист, должны это все знать лучше меня».
– Честно говоря, я уже тогда задумалась, стоит ли с ним работать. Четкого представления о том, каким заказчик видит свой профиль, мне получить не удалось. Тем не менее он перечислил предоплату (50 рублей), и я приступила к работе. Через пару дней все было готово, – делится собеседница. – Выслала ему результаты. Он прочел и долго не отвечал. А потом удалил нашу переписку у обоих пользователей.
После этого Василиса пыталась связаться с клиентом через профиль бренда в Instagram в попытках получить оплату – ее там заблокировали.
– Через некоторое время я зашла на его страницу с другого аккаунта и увидела, что для ее развития он применил все, что я прописывала в своей презентации, — рассказала девушка.
Алёна
Эту подработку Алёна совмещала с учебой, поэтому в офисе находиться могла не всегда. Тем не менее ответственно сдавала тексты, ездила в командировки при необходимости, и график с директором организации был согласован. Проблемы начались, когда руководитель ушел в отпуск.
– Я почему-то очень сильно не нравилась его заместителю, поэтому он решил просто не передавать мне задания, которые поручал начальник. Руководителю организации он при этом говорил, что я от выполнения задач отказываюсь. Далее начался разбор полетов, в ходе которого мне не удалось объяснить директору, что в сложившейся ситуации моей вины нет, – рассказывает собеседница.
Начальник, разумеется, поверил своему заместителю, и испытательный срок девушке не продлили.
В арсенале Алёны имеется еще одна занимательная история, когда при устройстве на работу в качестве пробного задания руководитель уже другой организации попросил представить ему концепцию развития двух проектов. Придумать их девушке нужно было самостоятельно. Свою задачу собеседница выполнила, результаты выслала руководству.
– На эту работу меня так и не взяли. Начальник ответил, что предложенные проекты им не понравились. Через некоторое время он самостоятельно реализовал их, указав свое авторство, – делится собеседница.
Татьяна
Разговор со следующей героиней получился по-особенному комфортным, ведь речь шла о нише, хорошо мне знакомой, – журналистике. Только вот повествование оказалось невеселым.
Все началось еще во времена студенчества – Татьяна неоднократно проходила практику в одном из столичных СМИ и надеялась распределиться туда после выпуска, поэтому не жалела на работу ни времени, ни сил.
– Руководство открытым текстом говорило: мол, ты в числе тех ребят, которые нам понравились, мы бы хотели продолжить сотрудничество. Ну я и стала трудиться с еще большим энтузиазмом, – рассказывает собеседница. – Могла задерживаться в офисе вплоть до 23:00, потом спешила в общежитие. Очень сильно переживала, что не смогу найти приличное место для трудоустройства, поэтому зацепилась за эту возможность.
Ближе к моменту икс директор спросил, готова ли она работать на полставки. Вакансия предполагала весьма скромную выплату, но и это отчаявшуюся собеседницу не смутило, – ответила утвердительно. В общем, намеков на то, что в девушке, как в кадре, заинтересованы, было более чем достаточно.
– После завершения предпоследней практики я продолжала на них работать, но официально меня еще не трудоустроили. Соответственно, выплат никаких не было, – делится Татьяна. – Под Новый год мне навязали не мою обязанность и попросили по возможности закрывать задачу. Сроки оговорены не были, четкое ТЗ тоже отсутствовало. Тем не менее согласилась – на кону, как мне тогда казалось, стояло неплохое место для распределения. На празднование Нового года я уехала на четыре дня за город, и со связью там были проблемы.
Чуть ли не под бой курантов девушке, как выяснилось позже, названивало и написывало руководство. Продолжались эти попытки достучаться до Тани, пока она наконец не вышла на связь. Собеседницу отчитали за то, что навязанная задача оказалась закрыта не полностью. Хотя сроки, опять же, не обсуждались.
– Со стороны руководства было крайне странно перекладывать ответственность за какие-то задания с себя и подчиненных на студентку, даже официально не трудоустроенную в организации, – говорит Таня. – Позже выяснилось, что распределять меня никто туда и не планировал, несмотря на не двусмысленные намеки. Все месяцы моей бесплатной работы руководитель полностью обесценил и упрекал меня в той истории, которая случилась во время празднования Нового года.
Татьяна была ошарашена такими новостями. Спросила, есть ли шанс распределиться, если преддипломная практика пройдет гладко. Руководитель ответил: «Ну вы приходите, посмотрим».
– Остаться у разбитого корыта я не хотела, поэтому сейчас работаю в другом месте, где мои усилия действительно ценятся. – заключает девушка.
Виктория
Неудачная история девушки связана с подработкой в сфере SMM. Она вела профиль кофейни в Instagram. Наняла ее на работу управляющая, но официально собеседницу никто не трудоустраивал.
– Владелица заведения (к слову, на тот момент ей было около 20, и делами кофейни она на должном уровне не интересовалась), как мне сказали, была в курсе того, кто я и какую работу выполняю. Мы даже как-то виделись, обсуждали и концепцию профиля, и размер моей заработной платы. Но когда наступил день получки, управляющая уволилась из-за проблем в семье и пропала со всех радаров, а владелица кофейни просто отказалась оплачивать мой труд, – делится Виктория.
В переписке хозяйка заведения сообщила девушке, что вообще узнала о ней совсем недавно (получается, рассказали ей о новоиспеченном работнике далеко не сразу) и считала ее всего лишь одним из кандидатов на должность SMM-специалиста. Параллельно с тем, как Виктория создавала контент для профиля, владелица кафе собеседовала на эту должность других людей. И в результате остановила свой выбор не на Виктории, а от оплаты труда открещивалась ввиду того, что ни о каких договоренностях моей собеседницы с управляющей не знала.
Фото носят иллюстративный характер