В 2009 году корпорация General Motors решила избавиться от бренда Saab спустя 20 непростых лет владения и предприняла попытку продать марку, которую бывший вице-президент автогиганта Боб Лутц однажды назвал «решительно странной». В результате сложных финансовых манипуляций она едва не отошла компании Koenigsegg, затем президенту «Формулы-1» Берни Экклстоуну, а позже и вовсе оказалась под угрозой закрытия. В январе 2010 года её в самый последний момент взяла под крыло нидерландская Spyker.
И хотя казалось, что крошечному производителю спорткаров вряд ли удастся исправить ситуацию с хворающим Саабом, ребята из Spyker были настроены серьёзно и вовсе не собирались тратить время зря. В июне 2010 года компания наняла бывшего дизайнера ателье Pininfarina Джейсона Кастриоту, поручив ему разработать стиль для своих будущих моделей, а спустя ещё три месяца подписала соглашение с BMW о поставке двигателей. Но есть нюанс: согласно новому плану Saab-Spyker, турбированная «четвёрка» объёмом 1,6 литра от различных модификаций Mini должна была приводить в движение только передние колёса, а на заднюю ось планировалось устанавливать электромотор, который разработают и построят силами ещё одного совместного предприятия, на этот раз в сотрудничестве с немецкой ZF.
Изначально Saab собирался разместить свою новейшую разработку на платформе GM Epsilon, задействованную во втором поколении 9-3, но по мере продвижения работы отделу исследований и разработок Spyker стало ясно, что масштаб и объём изменений, необходимых для реализации проекта Saab, по сути означают создание совершенно новой «тележки». Специалисты проконсультировались с коллегами из компании Scania, занимающейся производством грузовиков. Необходимо было понять, как сделать конструкцию максимально модульной и масштабируемой, обеспечить ей долгую жизнь и потенциал для модернизации, а также заложить возможность создания на её основе больших и малых моделей. Несмотря на тревожные ассоциации с обречённым консорциумом, купившим Rover в 2000 году, новая платформа получила имя Phoenix.
В марте 2011 года Saab использовал площадку Женевского автосалона, чтобы продемонстрировать концепт на основе своего нового «железа». PhoeniX (отныне с большой буквой X в конце) получил 200-сильную «турбочетвёрку» BMW спереди, 34-сильный электромотор сзади и кузов в оригинальном «аэроэмоциональном» стиле, предвосхищавшем облик будущих моделей Saab.
Это нельзя назвать пустой болтовнёй, ведь за кулисами кипела настоящая работа. В первые месяцы 2011 года в Южной Европе и на севере Швеции неоднократно мелькали инженерные «мулы», созданные на базе существующих 9-3, а в фирменной студии дизайна стремительно зарождались формы новых Саабов.
Первым свет увидит совершенно новый хэтчбек 9-3, за ним последуют седан и кабриолет. Ещё интереснее то, что команда Кастриоты успела нарисовать двухдверное купе с посадочной формулой 2+2. Это была машина размером чуть больше Audi TT, которую планировалось выкатить на улицы под старым именем Saab Sonett из далёких 1950-1960 годов. Поговаривают, что благодаря перенастроенному двигателю от Mini Cooper S с продвинутой гибридной установкой отдача силовой установки могла достичь 400 лошадиных сил! Интригующая перспектива, которой не суждено было сбыться.
Уже во время презентации концепта PhoeniX стало ясно, что Saab задыхается: рассказы о невыполненных платёжных обязательствах перед поставщиками и отчаянные попытки заключить сделки с китайскими компаниями были сродни зловещим отголоскам последних дней компании MG Rover. В декабре 2011 года Saab подала заявление о банкротстве. Работа над проектами Phoenix продолжалась вплоть до этого момента и даже после, пока руководство тщетно пыталось продать компанию и/или платформу другому автопроизводителю. В конце концов китайский консорциум NEVS (сокр. New Electric Vehicle Sweden) выкупил Saab и заявил, что выпустит электрокар на базе старого 9-3, а вдобавок разработает электрическую версию платформы Phoenix. К сожалению, на сегодняшний день о проекте больше ничего не известно…
Источник: Richard Porter / Evo
Что скажете, друзья? Стоит ли сокрушаться по поводу исчезновения знаменитого шведского бренда? Среди моих читателей наверняка есть бывшие владельцы Saab, которые с радостью замолвят за него словечко.