Т-34 был одним из самых замечательных танков Второй мировой войны и остается постоянным источником восхищения. Это также один из очень немногих образцов, которые строились с начала конфликта до самого конца. Только немецкий Panzer IV соответствовал его долговечности. Т-34 был постоянным на Восточном фронте. Впоследствии у него была долгая послевоенная карьера, он участвовал в боевых действиях в Корее и на Ближнем Востоке. Наряду с американским "Шерманом" и немецким "Тигром" это название стало нарицательным.
Однако, когда Т-34 впервые пошел в бой летом 1941 года, это оказалось полной катастрофой. Для начала их было недостаточно, и Красная Армия осталась зависимой от своих более многочисленных, старых и морально устаревших типов танков. Первая модель Т-34 была недостаточно вооружена. Затем возникли проблемы с двигателем и трансмиссией; не хватало боеприпасов и топлива, плюс экипажи были плохо обучены. Другие, не имевшие навыков правильного маневрирования, были настигнуты немецкой артиллерией и пикирующими бомбардировщиками. Многие Т-34 превратились в металлолом по дороге в Москву.
Гитлера и его генералов изначально не слишком беспокоил внешний вид Т-34. Тем не менее, его радикально наклонная броня, широкие гусеницы и 76,2-мм пушка должны были вызвать тревогу. Затем, зимой 1941 года, Красная Армия, усвоив ценные уроки, использовала Т-34 для разгрома немцев под Мценском. За одну ночь немцы поняли, что попали в беду. Хотя Panzer IV имела улучшенное вооружение, генерал Хайнц Гудериан потребовал немедленной замены. Последующая "Пантера", которая вобрала в себя многие черты Т-34 и была прекрасным танком, слишком долго проектировалась и так и не была построена в достаточном количестве.
Тем временем Красная Армия, успешно эвакуировав свои танковые заводы на восток, начала выпускать тысячи улучшенных Т-34, у которых были устранены первые проблемы. Генерал Георгий Жуков назвал это ‘русским чудом’, и танки начали прибывать как раз вовремя для обороны Москвы в конце 1941 года. Обмороженные немецкие войска вскоре обнаружили, что их вытесняют новенькие Т-34 при поддержке крепкой сибирской пехоты. Генерал-майор Фридрих фон Меллентин признал: ‘Они сыграли большую роль в спасении российской столицы’. В критический момент "Барбаросса" дрогнул.
Практичная и надежная конструкция Т-34 облегчила его массовое производство и при соответствующей подготовке - использование. Напротив, многие немецкие танки были сверхтехнологичными, дорогостоящими и отнимали много времени на постройку. Отчетливо скошенные передняя часть и борта Т-34 обеспечивали большую защиту и отклонение от выстрела, чем его немецкие аналоги. Возможно, однако, среди его величайших нововведений были широкие гусеницы, которые распределяли вес танка и, что наиболее важно, позволяли ему работать в наихудших условиях. В то время как другие танки часто увязали, Т-34 был способен выбраться сам.
В конечном итоге он оказался чрезвычайно прочным и надежным. Например, в 1943 году уровень боевой готовности Т-34 составлял 70-90 процентов. В отличие от своего конкурента, "Пантеры" - всего 35 процентов. В следующем году этот показатель вырос только до 40% для "Пантеры" и 60% для Panzer IV. Интересно, что на Красную Армию пришлось 75% всех потерь Panzer IV во время Второй мировой войны, причем многие из них были уничтожены Т-34.
Не менее важно, что Т-34 был построен с башенным кольцом, которое позволяло установить башню большего размера и, следовательно, более мощное орудие. В начале 1944 года появился Т-34/85, вооруженный 85-мм пушкой, что дало ему паритет с более тяжелыми немецкими танками. Аналогичным образом, со снятием башни и установкой коробчатой надстройки, шасси Т-34 смогло вмещать 122-мм, 100-мм и 85-мм орудия. СУ-85 и СУ-100 оказались отличными истребителями танков, хотя временная модель СУ-122, вооруженная гаубицей, была не так хороша. Хотя носовая часть СУ-100 оказалась тяжелой, ее 100-мм пушка была смертельно опасна для "Пантеры".
Лучшие моменты Т-34, несомненно, заключались в том, что они помогли спасти Москву, окружили силы стран Оси под Сталинградом, добились победы на Курской дуге, затем привели Красную Армию к воротам Варшавы и, наконец, к Берлину. Одним из самых известных соединений, использовавших Т-34, была 5-я гвардейская танковая армия генерала Павла Ротмистрова. На Курской Дуге единственным способом справиться с превосходящими силами немцев было как можно быстрее сблизиться с ними. Это привело к тому, что экипажам Т-34 пришлось сражаться с танками в упор. Потери Ротмистрова в танках были таковы, что Сталин чуть не отправил его в отставку. Однако, когда Сталин узнал, что Прохоровка превращена в гигантское танковое кладбище, он быстро изменил свое мнение. Т-34 помог сокрушить последнюю наступательную мощь Гитлера на Восточном фронте. Это проложило путь к операции "Багратион" и победе.
Хотя Красная Армия постоянно несла потери в танках, она была в состоянии восполнять их быстрыми темпами. К началу 1944 года они все еще были в состоянии выставить более 5350 танков и самоходных орудий. В середине года Красная Армия задействовала 2715 танков и 1335 штурмовых орудий в операции "Багратион". Большинство из них были Т-34/76, Т-34/85 и СУ-85/100.
Т-34 имел огромный успех, несмотря на все усилия крупных кругов советской оборонной промышленности, которые пытались помешать ему с самого начала. Благодаря маршалу Григорию Кулику, возглавлявшему Артиллерийское управление, первоначальные модели Т-34 были вооружены слабой пушкой, хотя имелась улучшенная версия. Кулик был артиллеристом старой школы, у которого не было времени на танки. Он придерживался мнения, что артиллерия просто сотрет их в порошок на открытом поле боя. Кулик даже пытался уговорить Сталина вооружить Т-34 древней 107-мм полевой пушкой. Скорость этого орудия была бы слишком низкой, чтобы действовать как танковое орудие, и потребовалась бы башня гораздо большего размера. Вместо этого стандартная 45-мм танковая пушка, используемая на БТ-7, была модернизирована до 76,2-мм орудия с целью в конечном итоге увеличить ее до 85-мм пушки.
Михаил Кошкин был невоспетым героем, ответственным за надзор за разработкой и проектированием Т-34. Он добился почти невозможного баланса между броневой защитой, огневой мощью и мобильностью. Никто по-настоящему не достигал этого раньше, и никто не мог сравниться с ним во время Второй мировой войны. Он сделал это, рискнув и спроектировав танк, который выходил за рамки первоначальных спецификаций.
Кошкину было поручено создать преемника серии быстрых танков БТ. Они были слишком слабо бронированы, а их орудия недостаточно мощны. Новый средний танк был обозначен как А-20. От более тяжелой версии, известной как А-30, быстро отказались, но Кошкин продолжил разработку А-20 и побочного проекта, известного как А-32 – он должен был стать Т-34. Сталин был настолько впечатлен, что, хотя проект был неполным, он был принят на вооружение Красной Армии в декабре 1939 года. К сожалению, Кошкин не дожил до того, чтобы увидеть результаты всей своей тяжелой боевой работы. Он заболел пневмонией во время испытаний своего творения и умер 26 сентября 1940 года.
Продолжение следует…
Поддержите канал-поставьте лайк.