Начало здесь. Вертолёт Wessex HAS. Mk 3 (XP142), получивший прозвище Humphrey нёс в тот момент не торпеды, а две 250-футовые глубинные бомбы Мк 11 образца 1943 года. Впрочем, у аргентинцев и так не оставалось времени на погружение — пилот вертолёта лейтенант-коммандер Стэнли действовал сосредоточенно и молниеносно.
05.00 — Wessex сбросил обе бомбы по 144 кг каждая. Они практически синхронно разорвались в 20 футах по борту в кормовой части субмарины, буквально выбросив корму из воды, явив лётчику зловеще-завораживающее зрелище.
Santa Fe получила серьёзные повреждения балластных и топливных цистерн, временно произошло обесточивание, внутрикорабельная связь вышла из строя. В момент взрывов в центральном посту лодки возникла паника, однако командир быстро овладел ситуацией. Полагая, что лодка уже не может погружаться, Бикаин принял решение уходить обратно в Грютвикен, сообщив об этом по радио в гарнизон. Santa Fe описала циркуляцию и двинулась к Британской антарктической станции, оставляя за кормой хорошо различимый масляный след. На мостик лодки были высланы семеро членов команды, вооружённые винтовками M1 Garand и FAL, чтобы отражать возможные атаки с воздуха, а часть экипажа образовала живую цепочку для непрерывной подачи патронов.
Видимость начала быстро улучшаться, новые атаки не заставили себя ждать. Тут же, после взрыва глубинных бомб Wessex Стенли снова устремился к лодке. Вертолёт беспрерывно облетал Santa Fe по кругу, а петти-офицер Дэвид Фицжеральд поливал огнём из пулемёта калибра 7,62, установленного в дверном проёме. Ответный винтовочный огонь аргентинских моряков оказался полностью безрезультатным.
05.05 — к месту действия прибыл второй британский вертолёт — пилотируемый лейтенант-коммандером Барри Брайантом Lynx HAS. Mk 2 (XZ725, бортовой номер «341») с фрегата Brilliant. Вертолёт, увы, был вооружён лишь парой торпед 324 мм Мк 46, бесполезных против подводной лодки, находящейся в надводном положении. Но сам факт охоты уже возбуждал!
Подготовка противолодочной торпеды Мк 46 к стрельбе. Из свободного источника.
Брайант для проформы сбросил одну из торпед по субмарине — как и следовало ожидать, без какого-либо результата — после чего присоединился к Humphrey в пулемётном обстреле лодки. Радиосообщения с Lynx на КВ-частоте принимались не только на находящемся в 60 милях от места боя Brilliant, но даже в 1 тыс. миль к северу, в кабинах самолётов Sea Harrier на палубах, идущих к Фолклендам авианосцев Hermes и Invincible, где лётчики с удивлением слушали репортаж в прямом эфире об охоте на вражескую подводную лодку.
05.12 — Вертолёт Wasp HAS. Mk 1 (XS527, бортовой номер «434»), пилотируемый лейтенант-коммандером Тони Эллербеком и вооружённый парой ракет AS-12 с эсминца Endurance достиг Ист-Кумберленд и, обнаружив Santa Fe, сразу же произвёл по ней пуск обеих ракет. Первая ракета угодила в ограждение рубки, однако попросту прошила её насквозь, задев при этом за ногу и покалечив стоявшего на мостике молодого матроса Альберто Мачиа, выполнявшего на лодке обязанности официанта и в данный момент стрелявшего по вертолётам из винтовки, после чего разорвалась уже за противоположным бортом корабля, практически не причинив повреждений. Вторая ракета врезалась в воду, не долетев примерно 30 ярдов до лодки.
После этого все три вертолёта начали возвращение на свои корабли для перезарядки вооружения.
05.40 — Прибыл на смену другой Lynx HAS. Mk 2 с фрегата Brilliant — XZ729 (бортовой номер «342») лейтенант-коммандера Дж. Кларка. Вертолёт был вооружён только пулемётом в проёме двери, и второй член экипажа лейтенант П. Маккей затеял интенсивную перестрелку с подводниками.
05.44 — Вновь появился Wasp Эллербека с Endurance, произвёл пуск двух новых ракет AS-12. Первая вследствие сбоя в системе управления пошла вбок от линии прицеливания и упала в воду в 270 ярдов в стороне от подводной лодки, но вторая угодила точно в ограждение рубки, сделав там дыру, однако не взорвалась. К этому времени Santa Fe уже обогнула мыс Короля Эдуарда и входила в бухту Грютвикен.
05.53 — Появился пилотируемый лейтенант-коммандером Джоном Дрэнсфилдом Wasp HAS. Mk 1 (XT429, бортовой номер «445») с фрегата Plymouth, несущий одну ракету AS-12. Дрэнсфилд выпустил её с 5 тыс. ярдов, попав в корпус лодки в районе ватерлинии, в результате серьёзно повредив цистерны главного балласта.
Лодку тряхнуло с невероятной силой, так что она зловеще хрустнула, разбились плафоны, корабль обесточился в ожидании включения аварийного освещения. В полной темноте экипаж явственно услышал шум поступающей забортной воды, забрюзжали свищи через прочный корпус и различные трубопроводы. Забортная вода начала заполнять трюма. До включения аварийного освещения экипаж боролся за живучесть в темноте. Выяснилось, что прочный корпус дал несколько трещин в разных местах. Боевой экипаж пытался поставить пластыри, остановить протечки. Бо́льшая часть полуживого оборудования приказала «долго жить», начался пожар в отсеках, а это — самое страшное, что случается в замкнутом пространстве. Экипажу удалось потушить пламя, и продолжал бороться за жизни свои и корабля.
06.00 — Santa Fe подверглась атаке второго Wasp HAS. Mk 1 с ледокола Endurance — XS539 (бортовой номер «435», командир экипажа лейтенант Тим Файндинг). Он промахнулся первой ракетой AS-12 примерно на 50 ярдов, зато вторая попала в ограждение рубки — и снова взрыватель не сработал! Беспрерывно ведущие огонь из пулемётов Lynx Кларка и Wasp Файндинга продолжали наседать. В свою очередь, к защите подводной лодки, находившейся уже в бухте Грютвикен, присоединился аргентинский гарнизон Южной Георгии, открыв огонь по английским вертолётам с мыса Короля Эдуарда и с Грютвикена — из пулемётов и автоматических винтовок. Прибывшие несколькими часами ранее на Santa Fe противотанкисты даже послали по вертолётам одну ПТУР Bantam — впрочем, без всякого шанса на успех. В целом аргентинская стрельба оказалась малоэффективной и причинила лишь небольшие повреждения вертолёту Файндинга. Впрочем, столь же мало результативным оказался и пулемётный огонь с британских вертолётов — вся верхняя палуба и ограждение рубки были испещрены следами пуль, однако ни один из находившихся наверху аргентинских моряков от них не пострадал, словно в рубашках родились.
06.12 — К месту боя снова прибыл Wessex HAS. Mk 3 (XP142) Стенли, несущий пару всё тех же глубинных бомб Мк 11. Однако поскольку вражеская подводная лодка уже находилась вплотную к берегу, на мелководье, то применить их не было возможности, к тому же, субмарина была повреждена без шансов на спасение. Поэтому Стэнли, передав о последнем соответствующее сообщение, вернулся на Antrim.
06.25 — Эллербек, совершив третий за утро вылет, с ходу произвёл ракетную атаку. Первая ракета AS-12 не сошла с направляющей, однако вторая успешно стартовала, попала в нижнюю часть ограждения рубки Santa Fe и взрывом полностью вывела из строя все выдвижные устройства лодки — командирский перископ, антенны радиосвязи и «шноркель» (РДП).
С Santa Fe, как с боевым кораблём окончательно покончено.
07.00 — подводная лодка с пожаром в ограждении рубки, с креном и дифферентом приткнулась к берегу у причала Британской антарктической станции. Крен на левый борт ввиду повреждения балластных цистерн медленно нарастал, и Бикаин приказал команде сойти на берег.
Старший помощник командира капитан де корбета Михелис предложил командиру немедленно взорвать либо затопить лодку, но Бикаин отказался это сделать, поскольку вовсе не считал борьбу оконченной — он ещё рассчитывал в течение дня произвести полный осмотр состояния своего корабля, подремонтировать что возможно, и, если удастся, выскользнуть из бухты Грютвикен на следующую ночь.
Однако англичане не оставили ему времени. После нейтрализации Santa Fe командир TG317.9 кэптен Янг решил, что пора немедленно нанести решающий удар по Южной Георгии. Хотя основные десантные силы (рота «М» 42-го полка морской пехоты) по-прежнему находились на танкере Tidespring в 200 милях севернее, Янг быстро создал импровизированную десантно-штурмовую группу из числа подразделений, находившихся на Antrim и Endurance — отряды бойцов SAS и SBS, корабельный отряд морской пехоты Antrim, миномётная и разведывательная секции из состава роты «М» 42-го полка. Всего набралось 75 человек.
10.45 — началась высадка английских десантников в Хестеслеттене в двух с половиной милях южнее Грютвикена. Хотя аргентинцев на берегу было примерно втрое больше, чем англичан (137 военнослужащих аргентинской морской пехоты, 90 членов экипажа Santa Fe и 38 гражданских рабочих) моральный дух гарнизона и его командиров был серьёзно надломлен утренними событиями. Численность высаженных британских сил была оценена с большим преувеличением. Сильное психологическое воздействие оказывало сознание, что атаку ведут «страшные» английские «коммандос».
13.00 — Не успели британцы войти в Грютвикен, как прокомандовавший менее 12 часов гарнизоном прибывший на острова капитан де корбета Луис Лакес сообщил капитану де корбета Бикаину о своём намерении капитулировать, дабы, как он выразился, «избежать резни».
13.05 — Над Грютвикеном взвились белые флаги.
17.30 — 25 апреля кэптен Янг с борта Antrim дал радиограмму в Лондон: «Be pleased to inform Her Majesty that the White Ensign files alongside the Union Flag at Grytviken» («Рад сообщить её Величеству, что флаг Святого Георгия развевается рядом с флагом Соединённого Королевства в Грютвикене»).
Ситуация повторилась с точностью наоборот, когда 2 апреля губернатор Порт-Стенли сдал английский гарнизон батальону аргентинской морской пехоты, не потеряв убитыми ни одного человека. Парадокс, венные двух сторон в разных обстоятельствах думали не о победе, а сохранении своих жизней. Как значимо на войне, на исход боя влияет моральный дух и воля к победе, и это не фигуральный оборот, а бесспорный факт. Занятно, как вояки НАТО собрались «храбро биться» против Советского Союза? Уважение вызывают лишь подводники Santa Fe, беззаветно сражавшиеся за границей возможного за свою честь, и флаг белый над кораблём постыдно не выбросили!
Ходили слухи, что плечом к плечу с аргентинскими освободителями от неоколониализма с сапёрной лопаткой в руках сражались советские стройбатовцы. Как сказал известный классик в определённых кругах WjurTCh: «Как же там не обошлось без всепогодного советского стройбата, самого Великого и Ужасного из войск ВС СССР!»
Сведения про стройбатовцев, скорее всего, результат традиционной информационной войны, с целью обвинить Советский Союз во вмешательстве во внутренние дела миролюбивых капиталистических стран. Неудивительно, с высоты спутниковой разведки стройбатовцев могли перепутать с пингвинами. Причём СМИ утверждали, что наших славных воинов с лопатами целая тысяча. Отчего осторожные великие бриты опасались высаживать десант на остров Святого Георгия, пока не выяснили, что из-за горделивой осанки Королевских пингвинов их спутали с советским стройбатом.
Продолжение следует...