Так уж вышло, что фантастический ужастик «Вирус» я нормально посмотрел несвоевременно. То есть тогда, в самом конце прошлого века, он мне попался на глаза, пока я был у кого-то в гостях. И как это бывает в таких случаях, фильм видел не сначала, отрывочно, фоном под беседы и возлияния. А после желания его посмотреть полностью, как-то не возникало, потому что впечатления от него остались как о каком-то бледненьком гибриде «Чужого» с «Терминатором». В память врезались разве что молодая ещё Джэйми Ли Кёртис, и обезображенный железяками капитан морского судна в исполнении известного актёра.
Но тут, после новости о смерти Дональда Сазерленда, о фильме вдруг вспомнилось. И уход талантливого американского актера захотелось почтить почему-то именно «Вирусом», а не, например, «Клютом» и не «Казановой Феллини», что, казалось бы, было б куда логичней.
И что же я увидел теперь, спустя 25 лет, как фильм был снят? Во-первых, приятно было снова обнаружить, что помимо упомянутых Джейми Ли Кёртис и Дональда Сазерленда, в «Вирусе» играл еще и Уильям Болдуин, который на тот момент не успел погрузиться в пучину трэша и был вполне себе обаятельным героем боевиков. Обнаружилось также, что за прошедшие четверть века многочисленные роботы стали выглядеть еще более неуклюжими, чем они смотрелись уже тогда.
Впрочем, что было приятным сюрпризом, ужастик оказался не таким уж безнадежным и скучным, как запомнилось. Да, конечно, он не перестал быть бледным гибридом «Чужого» с «Терминатором», но всё же не без достоинств. Есть в нем кое-какая атмосферка, есть персонажи, которым хочется сопереживать, есть не шибко богатая, но всё же фантазия в отношении дизайна механических чудовищ.
Для тех, кто не помнит сюжет или, кто «Вирус» вообще не смотрел, вкратце о рассказанной в нём истории. Итак, кин начинается с того, что на некоем русском (между прочим) судне ждут связи с космической станцией «Мир». Во время подключения станцию Мир сшибает некий энергетический вихрь, часть которого трансляцией улетает на Землю, как раз на тот самый корабль. Крики, вопли и после начальных титров зрителя переносит на совсем другой корабль — на американское частное судёнышко, которое сквозь шторм пытается провести по морям-океанам какой-то загадочный груз (содержание которого, кстати, так и не будет в фильме раскрыто).
Когда гигантские волны груз уносят и начинают топить буксир, команда корабля, возглавляемая как раз Дональдом Сазерлендом, отчаянно ищет спасения и находит его на заброшенном российском военном лайнере, коей мы видели в самом начале. Поднявшись на борт, они обнаруживают полное отсутствие людей, зачем-то перерубленные энергокабели и напрягающие отверстия в бортах, которые явно указывают на то, что на судне происходила перестрелка.
Ну дальше выясняется, что корабль был захвачен неким инопланетным сознанием, которое не имея формы, своей энергией вселяется в механику, в электронику, начинает ее контролировать и создает многочисленных роботов разных размеров, настроенных весьма недружелюбно по отношению к людям. Вот такой вот сюжет.
Сазерленд играет в «Вирусе» капитана американского буксира, коварного, корыстного, склонного к суициду, но при этом не лишённого обаяния. Ну тут уж актерский талант не пропьешь даже в ходе съёмок такого простенького, проходного кинца. Собственно, присутствие Сазерленда в кадре как раз и приподнимает фильм чуть выше целого моря фантастических боевиков и ужастиков со сходным сюжетом и схожего не шибко высокого художественного уровня.
В своё время «Вирус» провалился, имея на тот момент очень солидный бюджет, что-то около 90 миллионов долларов. Он собрал в мировом прокате чуть больше 70 миллионов. Провалился вполне справедливо. Но с другой стороны не зря же в год выхода в 1999 году это был один из самых обсуждаемых и повсюду в кинопрессе упоминаемых образцов жанра. Есть в нём что-то такое (даже помимо Сазерленда), что заслуживало сделать фильм культовым.
Культа вокруг фильма, впрочем, так и не сложилось. Вот в общий культ вокруг фильмов 80-90-хх про механических монстров, он всё же вошёл и непременно упоминается, когда речь о таковых заходит.
В общем, как дань памяти на смерть Сазерленда «Вирус» вполне годится. Хотя, лучше всё же, пересмотреть с ним более выдающиеся произведения. А помимо упомянутых уже «Казановы» и «Клюта» это ещё и «Военно-полевой госпиталь», «Вторжение похитителей тел» или «А теперь не смотри». Это уж не говоря о десятках чуть менее выдающихся, но всё же заметных ролей. Хороший был актёр.
Кстати, в фильме «Вирус» вирусом называют вовсе не энергетический инопланетный сгусток, захватывающий земные компьютеры. Помните, кого там именуют вирусом?