В нашем современном мире, где стремление к совершенству и высокие ожидания часто задают тон, родители и педагоги сталкиваются с вопросом: как оценивать достижения детей? История одной читательницы, поделившейся своим личным опытом, поднимает важные вопросы о подходах к оценке школьных успехов и их влиянии на детскую самооценку. В этой статье она делится своими размышлениями о том, почему иногда даже хорошие оценки могут стать причиной стресса и сомнений у детей, а также призывает задуматься о методах, которыми мы оцениваем и поддерживаем наших детей. Прочитайте её историю и, возможно, вы найдёте в ней ответы на собственные вопросы и новые идеи для размышлений.
Углубившись в тетрадь сына, я столкнулась с удивительным парадоксом. В его работе значилась четвёрка, и она была вся исчерчена красными поправками. Это привело меня в замешательство, ведь именно эту работу я проверяла лично и не нашла ни одной ошибки. Должна признаться, давно перестала контролировать выполнение домашних заданий, кроме ситуаций, когда требуется создать макет Кремля из шишек за одну ночь. Но тут я была уверена в безупречности задания.
Тем не менее, через день меня ждала иллюстрация из исправлений: замены совершенно идентичных букв. Мне захотелось не просто выпить кофе, но и кардинально реформировать систему образования. Задаваясь вопросом, почему так происходит, я поняла, что этот учитель совершенствует работу до бесконечности. Даже писания Пушкина не обошлись бы без её красных правок. Идеальные хвостики букв становятся причиной обидных замечаний, и это независимо от качества сочинения.
Такое отношение проявляется зачастую у более старшего поколения педагогов, считающих детей чем-то недоразвитым, подобным капустной рассаде. Такой подход позволяет им не воспринимать детей всерьёз, игнорировать их чувства, и действовать как угодно, ведь перед ними ещё «не люди».
В один из дней, забегая по рабочему вопросу в школу, я встретила женщину в коридоре. «Где все люди?» — интересуюсь я. «Наверху, в актовом зале, все там, и дети, и люди», — ответила она. Позже выяснилось, что это была директриса. Но у нас, слава богу, не так. У нас учителя исправляют даже правильные хвостики букв, чтобы «ребеночек стремился писать ещё лучше». Помнится мне недавняя история с олимпиадой. Заняла первое место, но педагог объяснила это жалостью: мол, слишком бледная, одежда не та... Это высказывание прозвучало совсем не злонамеренно, а с целью стимула. Но я стала сомневаться в своих успехах и долго переживала, точно ли оценка заслужена, не из жалости ли? Сейчас это кажется смешным, но подростковая самооценка весьма уязвима. Если бить по ней, можно добиться всплеска сомнений и разочарований.
Не метод это, дорогие родители, не метод. Наказывать за плохое и хвалить за хорошее — да, но критиковать за хорошее в надежде на лучший результат — нет, ни в коем случае. До сих пор встречаю семьи, где четвёрка воспринимается как поражение, и ребёнок, хоть теорему докажи, не получит похвалы, если «хвостик не тот». Безусловно, совершенству предела нет, но оно заканчивается там, где исчерпываются силы. И это уже совсем другая история.