Найти в Дзене
Борис Седых

Адский поход Santa Fe

Santa Fe С-21.
Santa Fe С-21.

Начало здесь. Ещё в марте 1977 года Лондон согласился обсудить вопрос с Аргентиной о суверенитете Фолклендских островов, архипелага в Юго-Западной части Атлантики, состоящего из двух больших островов (Восточный и Западный) и сотни мелких с гористой местностью и суровым климатом. Переговоры зашли в тупик, Великобритания не собиралась отдавать так необходимые им ресурсы. В островных водах вылавливали рачок криля, годовая добыча которого составляла по протеину объём, равный всему мировому вылову рыбы. Плюс геологоразведка подтвердила значительные залежи нефти на шельфе. Также географическое расположение островов давало большие военно-политические преимущества. Кто добровольно откажется от куска жирного пирога?

Пят лет спустя события развивались, казалось бы, необратимо. Аргентина легко захватила острова 2 апреля, причём настолько уверовала в отсутствие ответной военной реакции со стороны Великобритании, что после окончания операции намеревалась вывести основную массу своих войск.

Строить империю — тяжёлая многовековая работа, рушить тоже непросто, хотя и происходит это порой достаточно скоротечно. Без особых усилий в определённый исторический момент по беспристрастным причинам империи рассыпаются, словно карточный домик. А нянчиться с её последними осколками — дело совсем неблагодарное. Однако великодержавное прошлое даёт упование на возвращение единства и могущества, хотя бы на какое-то время, в надежде всё вернуть на круги своя. Проблема лишь в том, какой ценой. Война — тому логичный выход, как продолжение политики. Правителей волнует вечный вопрос в любые времена: «Как удержаться у власти?». Мало интересует урон экономике от материальных потерь, что в итоге ложится на плечи простого народа, тем более, человеческие жертвы — прямые людские потери в боевых действиях — второстепенны, важна стратегическая цель. Добровольно с трона на протяжении всей истории ещё никто не слезал. Медные трубы гораздо дороже золотого запаса. Таковы правила глобальной политики.

Именно такие цели ставила «железная леди» Маргарет Тэтчер, ввиду низкого рейтинга проводимых реформ перед предстоящими выборами. Умело воспользовалась напряжённостью отношений с Аргентиной вокруг далёких островов и внушительными силами Королевского флота, втянула страну в конфликт. Отличный внутриполитический ход — развязать маленькую победоносную войну и на волне патриотизма удержаться у власти. Оставалось единственное условие — нужна только победа.

Флот Великобритании развёртывался в районе Фолклендских, Южного Георгия и Южных Сандвичевых островов и готовился нанести сокрушительный удар по наземным силам и флоту Аргентины. Та тоже не дремала, диктатору Галтьери хотелось властвовать вечно, велась подготовка отражать зуботычину, в большей степени рассчитывая на авиацию и близкое расположение своих вооружённых сил на континенте.

Численность ВМС Аргентины и Великобритании в Южной Атлантике

На фоне армады военно-морских сил противодействующих стран две советские подводные лодки казались, с одной стороны, вне игры, но с другой — занозами, глубоко спрятанными в водах Юго-Западной Атлантики, с условным названием «Наблюдатели». Атомоход 671 РТМ и дизель-электрическая 641б ждали своего часа, следя за бойней гладиаторов с галёрки.

Меж тем интересные события развивались вокруг острова Южная Георгия. Операция «Параквейт» стала частью масштабной операции «Корпорейт» по восстановлению британского контроля над Фолклендами.

Тем временем, после успешной высадки группы тактических водолазов у подножия Порт-Стенли на Мальвинах, дизель-электрическая подводная лодка Santa Fe С-21, 1944 года рождения, отважно выполняла боевые задачи силами героического экипажа. Техническое состояние корабля находилось в полуживом состоянии, последние дни доживали основные механизмы, часть которых была мертва и годились только на металлолом. Лодка погружаться более чем на перископную глубину физически не могла, аккумуляторные батареи практически не заряжались, часть торпедных аппаратов была заварена наглухо, и вообще, в тех условиях использовать торпеды считалось небезопасно.

Аргентинские подводники чрезвычайно рисковали, но им было за что живот положить — за независимость родины в противостоянии Английскому империализму.

Итак, начнём.

16 апреля 1982 года ближе к полуночи Santa Fe С-21 вышла из Мар-дель-Плата в 2000-мильный рейс в направлении Южной Георгии. Задача — доставить людей, оборудование и оружие.

Местоположение острова Южный Георгии относительно главной базы ВМС Аргентины Мар-дель-Плата. Из свободного источника.

Вскоре после выхода на корабле стали появляться новые технические неполадки.

Судовой журнал запестрил красноречивыми записями:

17 апреля — авария в электросети, вынудившая лодку на три часа лечь в дрейф на время восстановления поломки.

18 апреля — вышел из строя электромотор №1, который пришлось вывести из действия на время ремонта, занявшего целые сутки.

19 апреля — сломался насос системы охлаждения дизеля №4, ремонт длился 48 часов. Лодка шла большей частью в надводном положении.

20 апреля — сильный шторм вынудил погрузиться и идти под аккумуляторами. Однако продвижение при этом, с учётом состояния батареи, оказалось весьма медленным.

21 и 22 апреля — командир капитан дель корбета Бикаин, несмотря на бушевавший шторм, снова шёл в надводном положении.

На удивление переход проходил без какого-либо контакта с противником.

В то же время, британцы предпринимали попытки по освобождению Южной Георгии. В единственном посёлке на острове — Грютвикене — располагалась антарктическая станция с десятком сотрудников. После оккупации аргентинский гарнизон разместил на острове около 100 человек из различных подразделений, при абсолютно нулевой ценности острова, практически непригодного для жизни — большая часть его покрыта тундрой и ледниками.

Аргентине, вынужденной осуществлять снабжение островитян и вообще отвлекать свои и без того небольшие силы на это направление, это создавало дополнительные проблемы. С другой стороны, его приличная удалённость от континента и небольшая численность гарнизона, сконцентрированного в одном месте, позволяли британцам быстро освободить архипелаг минимальными усилиями. А такая, пусть и очень маленькая с военной точки зрения победа, позволяла поднять моральный дух британцев и взбодрить в преддверии боёв за Фолклендские острова.

Ещё 12 апреля с передовой базы британских ВМС на острове Вознесения к Южной Георгии отправился отряд из фрегата «Плимут» и эсминца «Энтрим» вместе с судном снабжения «Тайдспринг», а также дизельная подводная лодка «Оникс» (класс «Оберон»). Спустя два дня к корабельному отряду присоединился ледокол «Эндьюренс».

20 апреля с подводной лодки «Оникс» на побережье высадилась группа из 12 бойцов SBS (Special Boat Service) — спецназа британских ВМС. Но дальше дела как-то не заладились. На следующий день, при помощи вертолётов на северной оконечности Южной Георгии, на леднике «Фортуна» была высажена ещё одна разведывательно-диверсионная группа из 15 человек, на этот раз из всем известного подразделения SAS. Однако бойцы авиадесантной службы сразу же после высадки столкнулись с экстремальными погодными условиями. Начался шторм с порывами ветра до 50 метров в секунду! Чтобы ощутить такую силу ветра, попробуйте на скорости 180 км/час вылезти из люка автомобиля по пояс. Сразу всё поймёте, но не советую так поступать, это чрезвычайно опасно. Неудивительно, десантники даже не смогли поставить палатки, чтобы хоть чуть-чуть согреться.

Вследствие штормового ветра, при крайне низкой температуре воздуха, через 15 часов после высадки группа SAS полностью утратила боеспособность, борясь за выживание в ужасных условиях Антарктики. Командир группы запросил срочную эвакуацию — в противном случае десантники попросту замёрзнут насмерть. Эвакуация тоже чуть не закончилась провалом. Забрать группу SAS вылетело 2 вертолёта «Wessex» с «Тайдерспринга» и вертолёт с эсминца «Энтрим». Первый «Wessex» почти приземлился, но от поднятого винтами снежного облака пилот потерял ориентацию, в результате чего вертолёт задел винтом землю и разбился, к счастью, экипаж остался жив. Бойцы SAS и экипаж вертолёта перегрузились во второй «Wessex»… Но он тоже упал, задев винтом гребень горы. И снова обошлось без жертв. Наконец, и спасаемые, и спасатели удачно погрузились в третий вертолёт с эсминца «Энтрим» и таки сумели вернуться без потерь.

23 апреля командиру Бикаину донесли из штаба флота извещение о том, что у Южной Георгии уже находятся английские корабли.

В тот же день бриты получили информацию о следовании Аргентинской лодки Santa Fe С-21 в бухту Грютвикен архипелага Южная Георгия, вездесущий Джеймс Бонд военную тайну выведал. В ночь на 24 апреля лодка обошла остров с Севера.

Наконец, спустя неделю адского плавания, «Санта-Фе» вопреки всем обстоятельствам добралась до Южной Георгии, с опозданием в полтора суток от намеченного графика. И уже на подходе к острову на лодку обрушилась новая беда — повреждённая штормом и отрывающаяся обшивка гремела так, что заглушала работу гидроакустической станции. Пришлось всплывать и осуществлять очередной экстренный ремонт.

Погрузились только в пять утра и в подводном положении направилась на юго-восток, к заливу Ист-Кумберленд.

09.15 — акустическими средствами лодка засекла ледокол «Endurance» патрульной службы Королевского флота. Однако командир явно не горел желанием идти в атаку, сам опасался обнаружения и фактически уклонился от найденной цели, считая главной своей задачей скрытную доставку людей и груза. Лодка на подходах к заливу Ист-Кумберленд находилась в подводном положении до наступления темноты.

22.00 — Santa Fe С-21 всплыла в заливе и двинулась в Грютвикен, держась как можно ближе к берегу, чтобы избежать выслеживания противником. Шёл ледяной дождь, чередуясь снежными зарядами со шквалами. Поскольку никакого плана радиосвязи с гарнизоном Южной Георгии у командира лодки не имелось, то подойдя к Грютвикену, Бикаин связался посредством лодочной радиостанции с гарнизоном на берегу, использовав международную волну.

23.45 — к лодке подошёл от причала захваченный аргентинцами катер Британской антарктической экспедиции.

25 апреля с 02.30 в течение двух часов происходила выгрузка на берег доставленных людей и оружия, что потребовало трёх рейсов катера.

03.30 — Santa Fe С-21 вышла на связь по радио, донеся в Мар-дель-Плата (на материк) об успешном завершении первой части похода (что в итоге получилось причиной фатального исхода всей операции). Эта передача оказалась немедленно запеленгованной английскими кораблями.

Капитан Бикаин изначально планировал покинуть Грютвикен в 04.00, но выгрузка затянулась.

В 04.30 подводная лодка, наконец, вышла из бухты Грютвикен и двинулась на Север по Ист-Кумберленду. Командир рассчитывал, что сможет достичь расчётной точки погружения очень скоро.

Англичане всю ночь активно готовились к охоте на «инвалида» времён Второй мировой войны. К этому времени Южной Георгии достиг британский разведчик Victor K. Mk 2 (XL189) с острова Вознесения. Признаков обнаружения надводного противника в данном районе замечено не было, однако были найдены несколько айсбергов, о чём сообщил кэптену Янгу, поскольку они могли представлять опасность для британских кораблей в заливе Ист-Кумберленд.

Наконец, в 03.30, после радиоперехвата радиосигналов с Santa Fe, на английских кораблях закипела работа. Началась немедленная подготовка к вылету всех вертолетов.

В 04.10 лейтенант-коммандер Стэнли поднял свой вертолёт «Wessex» HAS.Mk 3 (XP142), получивший прозвище «Humphrey», с палубы эсминца «Antrim» и устремился к заливу Ист-Кумберленд, на охоту!

Спустя 30 минут вертолёт достиг залива, но не обнаружил там никакой подводной лодки. Обследовав акваторию, Стэнли пролетел к северу до мыса Банфф, после чего вернулся в Ист-Кумберленд ни с чем. Метеорологические условия для поиска были отвратительными — потолок облачности составлял всего 400 футов (120 метров), видимость от 1000 до 2000 ярдов (910—1820 метров). При этом Стэнли сознательно лишь пару раз кратковременно включал вертолётную РЛС, чтобы не демаскировать себя. Существенной помехой стали колоссальные стаи разнообразных морских птиц, включая гигантских альбатросов, ставивших выполнение полётов под угрозу из-за ежеминутной угрозы столкновения.

В это время Santa Fe медленно, но верно чапала в тумане к выходу из залива.

04.48 — пройдя мимо мыса Короля Эдуарда, лодка находилась в пяти милях от открытого моря.

Командир Бикаин отдал приказ готовиться к погружению. В этот момент раздосадованный Стэнли, снова углубившийся в Ист-Кумберленд, тоже повернул на север, и через несколько мгновений экипаж «Humphrey» с дистанции всего полумили увидел шедшую в том же направлении аргентинскую субмарину. С борта «Wessex» был немедленно передан условный радиосигнал боевого применения оружия:

«Wolf, Wolf», — означавший обнаружение подводной лодки противника в надводном положении — представьте себе, это случилось впервые на Королевском флоте с мая 1945 года!

В тот же момент на Santa Fe раздался истошный крик одного из сигнальщиков:

— Helicoptero to Popaaa!

Бикаин немедленно скомандовал:

— Боевая тревога!

Он очень сожалел о нехватке каких-то 20 минут, чтобы дойти до точки погружения, его спешка «бодро» доложиться о выполнении первой части задания привела к обнаружению его корабля противником.

Приказ: «Срочное погружение!», — он не отдал, поскольку полагал, что вертолёт наверняка вооружён противолодочными торпедами Мк — 46, которые способны поражать только цели, находящиеся на глубине более 9 метров, поэтому решил, что теперь для лодки безопаснее оставаться на поверхности. Увы… командир Santa Fe ошибался.

Продолжение следует...