Найти тему
Topseller

Оцифровка Ozon

В прошлой статье на тему оцифровки WB мы говорили о том, что это за процесс и почему так важно оцифровывать данные, поэтому поговорим сразу о том, какие особенности есть у маркетплейса Ozon.

Особенности Ozon

В личном кабинете селлера в разделе «Аналитика» есть отдельный подраздел «Отчеты», где есть несколько категорий:

  1. Товары
  2. Продажа со склада Ozon
  3. Заказы
  4. Ошибки индексации
  5. Возвраты
  6. Начисления
  7. Контроль качества

Все эти отчеты за исключением двух (Товары и Ошибки индексации) раскрываются еще в несколько подкатегорий.

Товары

Отчет «Товары» обогащен всей необходимой информацией о вашем ассортименте (включая Ozon ID, подробные описания, цены, комиссии и размеры упаковок), предоставляя возможность узнать о наличии товаров на платформах FBO и FBS, разъясняя причины их отсутствия, а также предоставляя данные о количестве зарезервированных и доступных для продажи товаров, ценах с учетом и без учета скидок, и возможности сравнить стоимость аналогичных товаров на других торговых площадках.

Продажи со склада Ozon

Категория «Продажи со склада Ozon» дает доступ к следующим отчетам:

  1. Отчет по остаткам и товарам в пути на склады Ozon
  2. Оборотная ведомость по товарам
  3. Товары, уцененные Ozon
  4. Клиентские возвраты и отмены
  5. Изменения SKU ID у возвратов с тарифа Эконом

Категория включает данные о товарах на складе Ozon, которые имеют незначительные повреждения и продаются с уценкой. Основное отличие между SKU и артикулом заключается в их назначении: SKU используется для управления запасами и контроля за продажами товаров на складе или в магазине, тогда как артикул служит для идентификации товара производителем или поставщиком.

Заказы

В этой категории продавец может выгрузить такие отчеты:

  1. Продажи маркированных товаров (важно правильно указать маркировку по коду ТН ВЭД, иначе продажа не отразится в отчете)
  2. Заказы с моих складов
  3. Заказы со складов Ozon

Последние два отчеты показывают статистику заказов, которые приняты в обработку по двум моделям: FBO и FBS. В разделе «Навигация» эти пункты можно посмотреть поподробнее: как начать работу по схеме FBO, отправлять товары на склад и оформлять документы для поставок, как доставлять заказы с помощью Ozon, какие нужны документы, и как упаковывать товары.

Ошибки индексации

Индексация работает следующим образом: чтобы товар появился в поисковой выдаче, его нужно проиндексировать, то есть добавить в специальную базу данных с информацией из всех карточек на Ozon.

Здесь появятся артикул и ID товаров, схема продажи, дата и время последней индексации, описание ошибки.

Какие бывают ошибки индексации

  • Ошибки при создании товара. Товар не загружен из-за ошибок. Проверяйте статус в разделе «Список товаров» и исправляйте ошибки.
  • Требует доработки. Товар на сайте, но не в индексе из-за недочетов. Исправьте ошибки в разделе «Список товаров».
  • Не заполнено поле «Модель». Проверьте обязательные характеристики и изображения, затем отправьте на проверку.
  • Нет фотографий. Загрузите фотографии, сохраните товар и после модерации он появится в индексе.
  • Нет названия. Укажите название товара и сохраните его.
  • Нет цены. Укажите цену и сохраните товар.
  • Товара нет на складе более 30 дней. Пополните остатки, и карточка снова появится в индексе.

Возвраты

Такая функция появилась недавно в личном кабинете Ozon.

Отчеты содержат информацию о всех возвратах покупателей при продаже товаров как с ваших складов, так и со складов Ozon. В них можно отслеживать статусы возвратов - это позволяет понять, на каком этапе пути от покупателя до продавца находится возвращаемый товар.

Категория имеет три отчеты:

  1. FBS
  2. FBO
  3. realFBS

Каждый отчет показывает работу по разным моделям работы с маркетплейсом.

Начисления

Отчёты предоставляют информацию о всех возвратах покупателей при продаже товаров с ваших складов и со складов Ozon. В них можно отслеживать статусы возвратов, что позволяет определить, на каком этапе пути от покупателя до продавца находится возвращаемый товар.

Всего отчета два:

  1. Начисления и компенсации по товарам
  2. Начисления и компенсации по отправлениям

Ту же информацию в более сокращенном виде Ozon отражает в личном кабинете в разделе «Финансы» - «Начисления».

Контроль качества

Этот параметр также имеет несколько отчетов:

  1. Процент отмен
  2. Просроченная отгрузка
  3. Процент заказов, выполненных вовремя
  4. Просроченная доставка
  5. Процент жалоб

Они позволяют отслеживать ключевые показатели, такие как количество отмененных отправлений, просрочки по вине продавца и доставки, а также анализировать жалобы покупателей.

Кстати, Ozon присылает сообщения на почту, если у вас имеются нарушения.

Из перечня видно, что Ozon предоставляет отчеты с бОльшим количеством данных. Возможно, именно поэтому многие селлеры отмечают, что функционал Ozon интуитивно легче. Но, как мы уже отмечали в прошлой статье, только на первый взгляд может показаться, что работать с Ozon выгоднее, однако всё зависит от подхода к управлению заказами и ассортиментом. Также важно учитывать, что количество заказов на Wildberries значительно выше, чем на Ozon.

Способы оцифровки

Как и Widberries, Ozon выдает отчеты в формате Excel, что, конечно, большой плюс в плане возможности оцифровать данные, но минус в некоторых аспектах:

  1. Ограничение на объем данных. Невозможность получения общей аналитики за всю историю продаж из-за ограничения на количество строк в отчетах (100 000 строк), поэтому требуется разделение отчетов на части при анализе больших объемов данных.
  2. Отсутствие мобильности. Excel не предоставляет удобных средств для работы с данными, это может быть неудобно для пользователей, нуждающихся в доступе к данным в любое время и в любом месте (например, с телефона).
  3. Сложность ведения учета. Интерфейс Excel может быть недостаточно интуитивно понятным для ведения сложного учета, особенно при работе с большим объемом данных и множеством формул.
  4. Сложность масштабирования бизнеса. Ограничения Excel могут затруднять масштабирование бизнеса из-за сложности в обработке и анализе больших объемов данных или необходимости интеграции с другими системами.
  5. Трудности с контролем FIFO. Ведение сложных систем учета, таких как FIFO (первым поступил — первым обслужен), может быть затруднено из-за ограничений Excel в автоматизации процессов или сложности в создании и поддержке необходимых формул и отчетов.
  6. Невозможность изменения готовых отчетов. Отчеты в Excel часто приходят уже готовыми и не всегда могут быть легко изменены или адаптированы под изменяющиеся требования бизнеса или аналитические задачи.

Эти недостатки могут ограничивать эффективность работы с данными в Excel, особенно в контексте сложных бизнес-процессов и требований к аналитике.

Но это не значит, что вам придется смириться с Excel, ведь сейчас существуют сервисы, которые не только помогают перевести данные в цифровой формат, но и проводить процессы диджитализации. Например, сервис Hub от Topseller не только превращает данные в цифровой вид, но и упрощает их использование. Вот его главные преимущества:

  • Быстрый старт;
  • FIFO (первым вошел, первым вышел);
  • Легкая интеграция с другими системами;
  • Простой и дружелюбный интерфейс;
  • Гибкая настройка под разные нужды;
  • Поддержка для iOS и Android;
  • Гибкие настройки прав доступа;
  • Важные отчеты в удобном формате;
  • Безопасное хранение данных в облаке;
  • Отслеживание всех изменений с документами на любом этапе;
  • Круглосуточная бесплатная поддержка;
  • Автоматические обновления.

Представьте, что вам не нужно самостоятельно обновлять данные для расширения бизнеса или настраивать все функции. Все это делается автоматически. Кроме того, у сервиса есть 14-дневный бесплатный тестовый период без ограничений.

Испытайте Hub и оптимизируйте свои бизнес-процессы прямо сейчас по ссылке: https://topseller.ru/hub?utm_source=dzen&utm_medium=article&utm_campaign=tekst2307!