В прошлой статье на тему оцифровки WB мы говорили о том, что это за процесс и почему так важно оцифровывать данные, поэтому поговорим сразу о том, какие особенности есть у маркетплейса Ozon.
Особенности Ozon
В личном кабинете селлера в разделе «Аналитика» есть отдельный подраздел «Отчеты», где есть несколько категорий:
- Товары
- Продажа со склада Ozon
- Заказы
- Ошибки индексации
- Возвраты
- Начисления
- Контроль качества
Все эти отчеты за исключением двух (Товары и Ошибки индексации) раскрываются еще в несколько подкатегорий.
Товары
Отчет «Товары» обогащен всей необходимой информацией о вашем ассортименте (включая Ozon ID, подробные описания, цены, комиссии и размеры упаковок), предоставляя возможность узнать о наличии товаров на платформах FBO и FBS, разъясняя причины их отсутствия, а также предоставляя данные о количестве зарезервированных и доступных для продажи товаров, ценах с учетом и без учета скидок, и возможности сравнить стоимость аналогичных товаров на других торговых площадках.
Продажи со склада Ozon
Категория «Продажи со склада Ozon» дает доступ к следующим отчетам:
- Отчет по остаткам и товарам в пути на склады Ozon
- Оборотная ведомость по товарам
- Товары, уцененные Ozon
- Клиентские возвраты и отмены
- Изменения SKU ID у возвратов с тарифа Эконом
Категория включает данные о товарах на складе Ozon, которые имеют незначительные повреждения и продаются с уценкой. Основное отличие между SKU и артикулом заключается в их назначении: SKU используется для управления запасами и контроля за продажами товаров на складе или в магазине, тогда как артикул служит для идентификации товара производителем или поставщиком.
Заказы
В этой категории продавец может выгрузить такие отчеты:
- Продажи маркированных товаров (важно правильно указать маркировку по коду ТН ВЭД, иначе продажа не отразится в отчете)
- Заказы с моих складов
- Заказы со складов Ozon
Последние два отчеты показывают статистику заказов, которые приняты в обработку по двум моделям: FBO и FBS. В разделе «Навигация» эти пункты можно посмотреть поподробнее: как начать работу по схеме FBO, отправлять товары на склад и оформлять документы для поставок, как доставлять заказы с помощью Ozon, какие нужны документы, и как упаковывать товары.
Ошибки индексации
Индексация работает следующим образом: чтобы товар появился в поисковой выдаче, его нужно проиндексировать, то есть добавить в специальную базу данных с информацией из всех карточек на Ozon.
Здесь появятся артикул и ID товаров, схема продажи, дата и время последней индексации, описание ошибки.
Какие бывают ошибки индексации
- Ошибки при создании товара. Товар не загружен из-за ошибок. Проверяйте статус в разделе «Список товаров» и исправляйте ошибки.
- Требует доработки. Товар на сайте, но не в индексе из-за недочетов. Исправьте ошибки в разделе «Список товаров».
- Не заполнено поле «Модель». Проверьте обязательные характеристики и изображения, затем отправьте на проверку.
- Нет фотографий. Загрузите фотографии, сохраните товар и после модерации он появится в индексе.
- Нет названия. Укажите название товара и сохраните его.
- Нет цены. Укажите цену и сохраните товар.
- Товара нет на складе более 30 дней. Пополните остатки, и карточка снова появится в индексе.
Возвраты
Такая функция появилась недавно в личном кабинете Ozon.
Отчеты содержат информацию о всех возвратах покупателей при продаже товаров как с ваших складов, так и со складов Ozon. В них можно отслеживать статусы возвратов - это позволяет понять, на каком этапе пути от покупателя до продавца находится возвращаемый товар.
Категория имеет три отчеты:
- FBS
- FBO
- realFBS
Каждый отчет показывает работу по разным моделям работы с маркетплейсом.
Начисления
Отчёты предоставляют информацию о всех возвратах покупателей при продаже товаров с ваших складов и со складов Ozon. В них можно отслеживать статусы возвратов, что позволяет определить, на каком этапе пути от покупателя до продавца находится возвращаемый товар.
Всего отчета два:
- Начисления и компенсации по товарам
- Начисления и компенсации по отправлениям
Ту же информацию в более сокращенном виде Ozon отражает в личном кабинете в разделе «Финансы» - «Начисления».
Контроль качества
Этот параметр также имеет несколько отчетов:
- Процент отмен
- Просроченная отгрузка
- Процент заказов, выполненных вовремя
- Просроченная доставка
- Процент жалоб
Они позволяют отслеживать ключевые показатели, такие как количество отмененных отправлений, просрочки по вине продавца и доставки, а также анализировать жалобы покупателей.
Кстати, Ozon присылает сообщения на почту, если у вас имеются нарушения.
Из перечня видно, что Ozon предоставляет отчеты с бОльшим количеством данных. Возможно, именно поэтому многие селлеры отмечают, что функционал Ozon интуитивно легче. Но, как мы уже отмечали в прошлой статье, только на первый взгляд может показаться, что работать с Ozon выгоднее, однако всё зависит от подхода к управлению заказами и ассортиментом. Также важно учитывать, что количество заказов на Wildberries значительно выше, чем на Ozon.
Способы оцифровки
Как и Widberries, Ozon выдает отчеты в формате Excel, что, конечно, большой плюс в плане возможности оцифровать данные, но минус в некоторых аспектах:
- Ограничение на объем данных. Невозможность получения общей аналитики за всю историю продаж из-за ограничения на количество строк в отчетах (100 000 строк), поэтому требуется разделение отчетов на части при анализе больших объемов данных.
- Отсутствие мобильности. Excel не предоставляет удобных средств для работы с данными, это может быть неудобно для пользователей, нуждающихся в доступе к данным в любое время и в любом месте (например, с телефона).
- Сложность ведения учета. Интерфейс Excel может быть недостаточно интуитивно понятным для ведения сложного учета, особенно при работе с большим объемом данных и множеством формул.
- Сложность масштабирования бизнеса. Ограничения Excel могут затруднять масштабирование бизнеса из-за сложности в обработке и анализе больших объемов данных или необходимости интеграции с другими системами.
- Трудности с контролем FIFO. Ведение сложных систем учета, таких как FIFO (первым поступил — первым обслужен), может быть затруднено из-за ограничений Excel в автоматизации процессов или сложности в создании и поддержке необходимых формул и отчетов.
- Невозможность изменения готовых отчетов. Отчеты в Excel часто приходят уже готовыми и не всегда могут быть легко изменены или адаптированы под изменяющиеся требования бизнеса или аналитические задачи.
Эти недостатки могут ограничивать эффективность работы с данными в Excel, особенно в контексте сложных бизнес-процессов и требований к аналитике.
Но это не значит, что вам придется смириться с Excel, ведь сейчас существуют сервисы, которые не только помогают перевести данные в цифровой формат, но и проводить процессы диджитализации. Например, сервис Hub от Topseller не только превращает данные в цифровой вид, но и упрощает их использование. Вот его главные преимущества:
- Быстрый старт;
- FIFO (первым вошел, первым вышел);
- Легкая интеграция с другими системами;
- Простой и дружелюбный интерфейс;
- Гибкая настройка под разные нужды;
- Поддержка для iOS и Android;
- Гибкие настройки прав доступа;
- Важные отчеты в удобном формате;
- Безопасное хранение данных в облаке;
- Отслеживание всех изменений с документами на любом этапе;
- Круглосуточная бесплатная поддержка;
- Автоматические обновления.
Представьте, что вам не нужно самостоятельно обновлять данные для расширения бизнеса или настраивать все функции. Все это делается автоматически. Кроме того, у сервиса есть 14-дневный бесплатный тестовый период без ограничений.
Испытайте Hub и оптимизируйте свои бизнес-процессы прямо сейчас по ссылке: https://topseller.ru/hub?utm_source=dzen&utm_medium=article&utm_campaign=tekst2307!