Найти в Дзене
GromPlay

Ностальгический обзор Harry Potter and the Philosopher's Stone

Оглавление
«Помнишь меня, Рона Проныру?»

С этой, скорее всего, многим знакомой фразы начнем наш ностальгический обзор на одну из моих любимых игр по кинолизцензии. Когда-то в детстве я считал компьютерную игру Harry Potter and the Philosopher's Stone (Sorcerer's Stone в американской версии) достаточно длиной и хардкорной. Я мог проходить ее неделю и даже больше, при этом проводя за ней по 2 и более часа в день. Хм, может у кого-нибудь возникало чувство, что в детстве любая игра казалась сложнее и дольше, чем если мы запускаем ее через 10-15 лет?

Вот в то время для меня даже аркадный Shrek 2 казался непроходимым приключением, также и с Гарри. Это, наверное, единственная большая серия игр, которую я проходил по порядку. Естественно, как любой любитель вселенной Дж. Роулинг я не пропускал ни один фильм, ни одну книгу (а книги я прочитал раньше, чем вышел последний фильм), и безумно хотел взглянуть на игровые адаптации этой истории. В то время у меня был только компьютер (хм, также как и сейчас), поэтому и играл я в видеоигры на нем, не обращая внимания на консоли, да и больше как-то «топил за лагерь ПКшников». Вот и одолжил мне друг диск с первой частью "Гаррика", чему я очень обрадовался, и после установки залип в нее чуть ли не на неделю.

-2

Вкратце об игре. Harry Potter and the Philosopher's Stone вышла в 2001 году, аккурат к выпуску первого фильма. Раньше я об этом и не догадывался , но выпустили ее сразу на нескольких платформах – сначала на PC, PlayStation, Game Boy Advance и Game Boy Color, а через 2 года на GameCube, Xbox и PlayStation 2. Не буду вдаваться в подробности каждой версии, их сравнения можно найти на просторах интернета, но единственное о чем стоит сказать, что каждая версия была оригинальной, то есть на каждой платформе была своя полноценная игра со своим сеттингом, квестами и сюжетными особенностями. В нашем обзоре именно компьютерная версия игры от разработчиков KnowWonder, которую я не буду никак выделять среди других, а просто расскажу о впечатлениях, которые она на меня воспроизвела.

- Сюжет

Повествование в игре не отступает от заданной фильмом истории. Основные сценарные моменты сохранены, единственное, события, происходящие от первого знакомства с профессорами Дамблдором и Макгонагалл на Тисовой улице, где Хагрид привозит Гарри к дяде и тете, и по завершению церемонии распределения по факультетам, в игре сокращены и показаны в виде слайд-шоу и повествования рассказчика. Данное вступление достаточно затянутое и возможности «нажать пробел» и пропустить его нет. Дальнейшие события плюс-минус согласуются с фильмом. Какие особенности сюжета я выделил для себя?
Harry Potter and the Philosopher's Stone старается сочетать в себе как события фильма, так и некоторые книжные. Например, здесь можно встретить книжного персонажа – полтергейста Пивза, а среди заключительных испытаний по дороге к философскому камню попробовать свои силы в зельеваренье (ну, не то, чтобы варить зелье, скорее просто головоломка на сообразительность). Данная особенность «разбавления» киношных событий различными книжными и просто привнесенными самими разработчиками элементами будет характерна для всей трилогии от KnowWonder. Сюжет игры достаточно прямолинеен, нам очень редко дадут свободно побродить по замку, да и то, только в отведенных для этого местах.

Вступление в виде художественных иллюстраций
Вступление в виде художественных иллюстраций
Полтергейст Пивз не даст вам заскучать на протяжении всей игры
Полтергейст Пивз не даст вам заскучать на протяжении всей игры

- Графика

Для игры 2001 года графика соответствует стандартам качества. Атмосфера «чародейства и волшебства» школы Хогвартс сохранена, здесь вам и летающие призраки, и фантастические животные, и тайные помещения. Конечно, Хогвартс больше предоставляет собой линейные коридоры без особой возможности свободного перемещения, но каждая его локация детализирована, наполнена характерными декорациями (кабинет зельеваренья заполнен различными полками с зельями разных цветов, горшками для их варки, на стенах коридоров множество разнообразных картин). Даже по ходу прохождения игры не остается сомнений, что все прошедшие ранее коридоры, помещения составляют между собой единое целое, а не отдельно взятые локации. С учетом возраста игры, конечно, многие коридоры, предметы, мебель немного однообразны, схожи между собой по оформлению, и разработчики это учли, поэтому ввели много уличных локаций, увидев которые «появляется второе дыхание». И это в прямом смысле этого слова. Окрестности замка проработаны «свежо», картинка яркая, сочная, много зелени, водных объектов, и, не смотря на линейность повествования и локаций, нередко ощущается чувство свободы.

Что касается персонажей, то как мне кажется, здесь разработчики немного подрасслабились. Это лишь мое видение, но детализация могла быть и получше, чего стоит один не открывающийся рот у персонажей (даже горгульи открывают, хотя этот момент компенсируется неплохими жестами, в связи с чем разговор между ними ощущается). Моделька Гарри очень сильно выделяется среди остальных, черты лица достаточно выделены, волосы на голове отдельный элемент, тогда как в модельках Рона и Гермионы все между собой сливается (и это можно отнести и к другим персонажам). Это все придирки конечно, сами персонажи получились сказочными, некоторые очень похожи на свои киноаналоги, например, профессор Квиррелл, мистер Филч, профессор Флитвик. Некоторые из персонажей стали вообще визитной карточкой серии, чего стоит только мемный Хагрид, правда, из версии игры для PlayStation.

- Геймплей

И наконец-то, как же мы погружаемся в этот магический мир и чем же там заниматься? В данной части мы управляем самим Гарри, используя клавиатуру и мышь. С самого начала сюжета нам неизвестно ни одно заклинание, но их мы изучаем по ходу игры. Чем больше заклинаний мы знаем, тем с большим количеством объектов мы сможем взаимодействовать (конечно, для которых разработчиками заранее указанное взаимодействие введено). Изучение каждого происходит в форме школьных уроков, где после непродолжительной мини игры по «обводке» курсором мыши символа заклинания, нас направляют пройти небольшой уровень по усвоению навыка его использования. Всего в игре 5 заклинаний, от знакомого нам по фильму Алохамора, открывающего двери (и то только те, которые «можно»), до созданного самими разработчиками и ставшего уже классикой Флипендо (в основном толкающего предметы). Школьные занятия разбавляются между собой сюжетными миссиями, например, первым уроком полетов или схваткой с Пивзом в первой половине игры, и добычей огненных семян для Хагрида или побегом от Тролля во второй половине.

Не смотря на линейность игры, как я уже отметил выше, разработчики не отказались от доли свободы для игрока, введя различного рода секреты и тайные комнаты, которые спрятаны практически по всем локациям. В некоторых спрятанных сундуках можно найти коллекционные карточки, и конфеты Берти Боттс (которые являются в игре что-то вроде игровой валюты, правда приобрести за них можно только коллекционные карточки, и то, наверное, 2-3 раза за игру). Если отыскать все коллекционные карточки, то в конце игры Вас будет ждать приятный бонус в катсцене.

По большей части в игре сосредоточены именно элементы головоломок, нежели сражений на волшебных палочках, даже в финальной битве просто закликать Воландеморта не получится, необходимо проявить смекалку. Заклинания здесь играют больше вспомогательную роль для достижения целей (для прохождения уровня), а не элементом сражения. Максимум, что Вы сможете – это оглушить местных опасных фантастических созданий (тоже, кстати, с помощью Флипендо), а с людьми вообще ничего сделать не получится. Разработчики, прежде всего, сохранили этим атмосферу именно детской сказки, приключения (что совершенно нельзя сказать про крайние игры серии).

- Звук и музыка

Данные элементы я оставил в заключение не просто так. Нередко я замечал, что обсуждая или вспоминая эту игру, в голове проносились не картинка Хогвартца или ее сюжет, а замечательные композиции Jeremy Soule, наверняка вам сейчас вспомнилась именно Happy Hogwarts). Да, для видеоигры не стали заимствовать музыку из кино, и это делает ее только лучше. Нет, я не говорю, что композиции Джона Уильямса хуже, просто кино великолепно именно с его композициями, а игра именно с композициями Джереми. Именно так, и никак иначе.

Чего ожидать от игры в 2024 году:

1) Игра не поддерживает широкоформатные мониторы

Есть фикс данной проблемы на Playground.

2) Отсутствие возможности приобрести официальную лицензионную цифровую копию игры

Это распространенная проблема всех стареньких игр от Electronic Arts.

3) Резкая камера, если двигать ей вертикально

По крайней мере я выявил ее на Windows 10-11. В сети имеются фиксы данной проблемы, на иноязычных сайтах. Но проще отыскать репаки с вшитым фиксом.

-11

«Игра будет закончена, когда будет пойман вор, удачи!». Ох, этот перевод от Фаргуса)) Сначала я проходил английскую версию игры, а потом где-то нашел эту копию. Через несколько лет также поиграл с переводом от СофтКлаб. Лично для меня определенных фаворитов нет, озвучка выполнена на уровне «нормально». Но свою долю ностальгии, улыбки придает именно перевод Фаргуса, он уже тоже стал некой классикой. Да, здесь присутствует вольность в переводе некоторых фраз и названий, но постойте, без него, как и без Флипендо, мемного Хагрида, музыки Джереми была бы эта игра такой, какую мы ее полюбили несколько десятков лет назад?

Делитесь своими впечатлениями от игр, опытом и интересными наблюдениями, с наилучшими пожеланиями,
GromGreys!