В 2023 году ведение воинского учета стало обязательным для всех организаций. С этого момента работодатели должны ставить свои компании на учет, заполнять карточки сотрудников и регулярно отчитываться в военкомат.
Но несмотря на то, что эти требования к предпринимателям действуют уже около года, вопросов о ведении воинского учета становится только больше. Пора во всем разобраться!
В сегодняшней статье мы ответим на самые частые вопросы, касающиеся постановки организации на воинский учет и его ведения в 2024 году — листайте, читайте и работайте без штрафов.
Если вы не успели прочитать первую часть ответов на вопросы про воинский учет, то рекомендуем сделать это прямо сейчас — в нашей предыдущей статье:
Какие документы запросить у сотрудника для организации воинского учёта?
- Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для призывников);
- Военный билет;
- Временное удостоверение или справка, выданные взамен военного билета;
- Дипломы об образовании;
- Отметка на 13 странице паспорта со штампом;
- Свидетельство о браке;
- Свидетельство о рождении детей;
Обратите внимание: воинский учет ведется в отношении всех работников — даже тех, кто работает неполный рабочий день, по совместительству или удаленно.
Нужно ли вставать на воинский учёт, если в организации один сотрудник — директор?
Безусловно. Если в списке сотрудников организации числится только директор, он является ответственным за воинский учет. А если при этом он еще и военнообязанный, то должен подать в военкомат все необходимые сведения про себя.
В соответствии с законодательством, состоять на воинском учете должны все организации — даже те, у которых нет военнообязанных сотрудников.
Как оформить приказ об организации воинского учёта?
Для оформления приказа об организации воинского учета, в нем нужно прописать всех ответственных лиц, а также их заместителей.
Количество ответственных зависит от числа сотрудников:
- До 500 сотрудников — 1 ответственное лицо (по совместительству);
- От 500 до 2000 — 1 ответственное лицо (ВУ — основная обязанность);
- От 2000 до 4000 — 2 ответственных лица (ВУ — основная обязанность);
- Каждые последующие 3000 — к имеющимся ответственным добавляется еще один.
Можно ли отправить документы для постановки на учет почтой?
Закон не запрещает отправлять документы для постановки на воинский учет почтой. Но есть несколько нюансов.
Все планы и приказы согласовываются с военным комиссариатом. Военкомы забирают документы, проверяют их, ставят печати и подписывают. Если они были отправлены почтой, то есть риск, что военкомат не пришлет ответное письмо, а документы просто потеряются.
Именно поэтому мы рекомендуем передавать документы в военкомат лично. Так у вас будет письменное подтверждение того, что компания была поставлена на учет.
Нужно ли вставать на воинский учёт, если директор — женщина?
Да. Как мы уже писали, состоять на воинском учете обязаны все организации с работниками (даже если он один и это директор).
А вот подавать отчетность нужно только по военнообязанным сотрудникам. То есть, если женщина-директор не является военнообязанной гражданкой, то подача отчетов и планов для нее не требуется.
Можно ли принять на работу сотрудника, который не предъявил документы воинского учёта?
Да, можно. Отсутствие документов воинского учета не является препятствием к трудоустройству.
Однако работодатель должен уведомлять военкомат о приеме на работу всех военнообязанных и призывников. Предоставили они документы воинского учета или нет — не имеет значения.
Если сотрудник отказывается предоставить военный билет, работодатель обязан уведомить военкомат о гражданине, который не состоит на воинском учете, хотя обязан. Это делается в течение 3 рабочих дней после трудоустройства. Вместе с этим нужно вручить сотруднику направление в военкомат для постановки на воинский учет.
Кто считается ответственным, если сотрудник не сообщил об изменении личных сведений?
Если работодатель не проинформировал сотрудника о том, что ему нужно сообщать обо всех изменениях в сведениях (например: браке, разводе, рождении детей), то работодатель может стать ответственным лицом.
При этом, если вы оповестили работника о его обязательствах и смогли это доказать, то он будет нести ответственность перед военкоматом как физическое лицо.
Как подать сведения, если сотрудник работает удалённо и живёт в другом городе?
Все сведения о сотрудниках нужно подавать в военкомат, к которому они прикреплены — по месту их жительства.
Если сотрудник работает удаленно и проживает в другом городе (или даже регионе), то все сведения можно направить в военкомат заказным письмом по почте.
Как узнать, правильно ли ведётся воинский учёт в организации?
Для этого можно просто провести сверку с военкоматом. Но если вы хотите сделать это самостоятельно, то ориентируйтесь на выполнение следующих пунктов:
- Все сотрудники, подлежащие воинскому учету, поставлены на него;
- При ведении учета используются актуальные формы документов;
- Весь документооборот упорядочен (правильное хранение документов, ведение журналов, своевременное внесение изменений и пр.);
- В карточках сотрудников указаны полные и достоверные данные.
Если бухгалтерия и кадровый учёт на аутсорсе, можно ли передать и воинский учёт?
В целом, да. Если сервис, в котором обслуживается ваша организация, предоставляет услуги по постановке на воинский учет и его ведению, то вы всегда можете доверить эти задачи специалистам.
Поэтому, если вы хотите развивать любимое дело, не теряя время на сложности воинского учета — обратитесь к Чёрной Бухгалерии!
Наши команда разбирается во всех тонкостях, и готова помочь вам как с постановкой организации на воинский учет, так и с его дальнейшим ведением без ошибок и штрафов.
Узнайте больше о компании, ознакомьтесь с услугами и оставьте заявку уже сейчас — на сайте чёрнаябухгалтерия.рф.