Найти в Дзене

Что не так с системами передачи знаний

Оглавление

Человеческий интеллект — явление коллективное. Мы ни на что не пригодны без тех знаний, которые получали с раннего детства и продолжаем получать ежедневно.

Развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с совершенствованием систем передачи знаний. Настолько неразрывно, что определить яйцо и курицу в этих процессах едва ли возможно. Всякий раз, когда накопление критической массы знаний наталкивалось на ставшие невыносимыми ограничения, происходила революция в технологиях хранения и передачи знаний. Она способствовала прогрессу цивилизации, ещё больше ускоряя накопление знаний.

История прогресса

История развития систем передачи знаний насчитывает пять периодов.

1. Устная передача знаний существовала в те далёкие времена, когда человек разумный даже не помышлял о цивилизации. Знания передавались от одного учителя к немногим ученикам. Этого было достаточно для планирования коллективных действий и совместного выживания. Объём передаваемых знаний был ограничен объёмом одной головы. Отсутствовали критерии для различения знаний и предрассудков. Знания легко искажались, мифологизировались, утрачивались. Мышление и картина мира были магическими. Редкие и немногочисленные изолированные племена живут так до сих пор, балансируя на грани выживания.

2. Возникновение письменности позволило передавать знания от немногих к немногим. Сохранение коллективных знаний в виде текста, символьного кода, привело к появлению книг и библиотек. Фиксация законов и договорённостей между людьми способствовала торговле и организации иерархических систем управления, вплоть до государства, что повышало эффективность совместного выживания. Знания оставались элитарными, не общедоступными. Они использовались скорее для обслуживания элит и управления обществом. Возможности развития науки и технологий ко всеобщему благу ещё не были осознаны, как и необходимость верификации записанных знаний. Доминировало докритическое мифологическое мышление и религиозная картина мира. Распространение знаний ограничивалось редкостью книг и библиотек.

-2

3. Изобретение книгопечатания сняло многие барьеры и ограничения, сделав возможной передачу знаний от немногих ко многим, в виде всё того же текста, теперь всё чаще снабжаемого иллюстрациями и чертежами. Это сделало знания более доступными, привело к развитию наук, расцвету эпохи просвещения. Просвещение несло угрозу для власти элит, которые управляли обществом в рамках религиозной картины мира. Инакомыслие порицалось и преследовалось. В то же время, массовость знаний и рост числа образованных людей привели к появлению критериев верификации научных знаний, более надёжных способов рассуждать при помощи специальных знаковых систем. Формировались основы научного метода познания. Религиозная картина мира трещала по швам и постепенно, шаг за шагом, уступала науке право на истину. Распространение знаний было всё ещё затруднено бессистемностью обучения грамоте и отсутствием единой системы понятий.

-3

4. Появление классно-урочной системы и массового образования в XIX веке в Германии сделало возможной передачу знаний от немногих ко всем. Это привело к расцвету энциклопедизма и росту числа талантливых людей, думающих и говорящих на едином языке науки, способных обеспечить рывок в технике и экономике. Продолжали нарастать противоречия между религией и естественно-научной картиной мира. Процессы секуляризации в Европе вынудили элиты перейти к управлению обществом через публичную политику, политические партии, средства массовой информации, пропаганду. Людям разных профессий, включая учёных, становилось всё труднее ориентироваться в нарастающем объёме информации. Доступ к образованию и науке был всё ещё затруднён социальными барьерами.

-4

5. Компьютеры, интернет, информационный поиск и социальные сети сделали возможной передачу знаний от многих ко всем. Свободный доступ к глобальным информационным и образовательным ресурсам окончательно устранил барьеры входа. Наука стала массовой. В западных обществах произошло окончательное разделение науки и религии. Элиты перешли к скрытым формам управления обществом с помощью идеологий, социальной инженерии, политики постправды, мягкой силы, информационных войн. В новых информационных условиях стало ещё труднее ориентироваться в растущем объёме знаний, отличать правду от лжи, информирование от воздействия, важное от второстепенного. Образование ради карьеры, поощряющее узкую специализацию, приводит к сужению взглядов людей на мир, на цели и смыслы деятельности. Несмотря на доступность знаний, их понимание и усвоение всё более затрудняется их объёмом и скоростью изменений.

-5

Текст утрачивает эффективность как средство передачи знаний

Жизнь ускоряется. Нам всё реже хочется читать длинные тексты. Всё меньше времени и сил остаётся на то, чтобы неспеша и вдумчиво отрефлексировать сотню-другую страниц. «Слишком много букоф» — мыслит мемами молодое поколение.

-6

Усваивая знания, мы представляем их образно, нечётко, неточно, частично, и каждый по-своему, в зависимости от ситуативных прагматических целей и предшествовавшего опыта. Стремясь «упорядочить наконец эту кашу в голове» и «разложить всё по полочкам», мы пишем тексты, используя знаковые системы кодирования, придуманные сотни или тысячи лет назад ради других целей и в иных информационных условиях. Читая наш текст, другой человек занимается декодированием, выделяя из него идеи и структуры, укладывая их в свою картину мира, свои «полочки», ограниченные собственной прагматикой и опытом.

Кодирование знаний из внутреннего представления в текст и декодирование их обратно из текста сопряжено с частичной потерей смыслов, требует затрат энергии и времени, стремительно растущих в масштабах всего человечества. Знаний становится всё больше, времени всё меньше, работа по их выделению и структурированию всё реже укладывается в дедлайны.

Мы ещё больше запутали наши тексты, научившись скрывать за словами и пространными рассуждениями противоречия и нелогичности, манипуляции и обман, демагогию и графоманию.

Текст всегда был драйвером развития цивилизации. Теперь он всё больше становится его тормозом.

Раньше, при меньших скоростях и объёмах обмена информацией, мы просто не замечали, насколько текст неэффективен. Теперь мы столкнулись с противоречием между объемами знаний и возможностями нашего мозга, и эти ограничения уже осознаются как мешающие развитию. Назрела новая революция в системах представления и передачи знаний.

Что взамен?

Нам нужен новый способ потребления информации, когда главные знания о чём угодно можно получить за три минуты, затем выбрать направление детализации, и там тоже узнать главное за три минуты, и так далее, и так во всём, и так всю жизнь.

Нам стала мешать линейность текста. Тот способ чтения, к которому мы привыкали с детства по книгам. Когда автор текста определял, что мы должны прочитать и усвоить. Не оставляя порой никаких намёков, зачем нам читать ту или иную часть, и можно ли что-то пропустить без ущерба для понимания остального. «Читай всё подряд, потом узнаешь, что из этого тебе нужно, а что лишнее». Лишним может оказаться 99% прочитанного. Это время, упущенное для усвоения чего-то более важного. Это память, захламлённая тем, что позже всё равно будет забыто.

Так вот: мы не просто устали от этого. Такая расточительность нам более не позволительна. Не соответствует темпу развития цивилизации.

Нам нужно нелинейное чтение, для которого раньше просто не существовало подходящих инструментов и физических носителей информации. Невозможно реализовать эту идею ни свитком, ни книгой, ни библиотечной картотекой. Только компьютерными технологиями.

Нам нужно текстографическое представление знаний, учитывающее особенности человеческого мышления и памяти. Наша зрительная память самая эффективная и наиболее вместительная. Мы пока не научились использовать её для хранения знаний и аналитического мышления. Хотя уже осознали, что любые знания лучше воспринимаются, когда они не только написаны, но и нарисованы. Вот, например, как можно было бы нарисовать вышеизложенное:

-7
-8
-9
-10
-11
-12

Нам нужна индивидуализация, когда каждый может открыть пространство знаний в той точке, которая нужна ему в данный момент, и ограничиться той степенью детализации, которой достаточно для решения текущей задачи, причём без ущерба для целостности восприятия и понимания.

Нам нужен инструментарий коллективного разума. Единая для всех людей, независимо от языка, уровня образования, социального положения, точка входа в научную картину мира, с единой структурой и терминологией. Единое рабочее пространство, в котором можно искать, усваивать, систематизировать, согласовывать, создавать и передавать знания и идеи.

Не слишком ли много требований? Нет. Есть ещё одно важное требование.

Нам нужно научиться выделять главное

Это ключевой навык для создания и использования нелинейных текстов. Навык, которому большинство из нас обучено недостаточно. Которого нам всем очень не хватает в учёбе, в профессиональной деятельности, в организации любого дела, в коммуникации, в переговорах. Просто по жизни, везде и всегда.

Все наши учебники — это линейные тексты. Вы можете вспомнить и назвать семь самых важных идей в математике? В физике? В биологии? В географии? В истории? Наверняка можете, но не сразу, не все, и не вполне точно. Нас просто не учили так думать. Самые важные идеи забылись без частого повторения, затерялись в море информации, неотличимы от второстепенных, и даже от совсем неважных. Вы можете назвать семь самых важных идей в вашей профессии? В текущем проекте? В книге, которую вы сейчас читаете? Наверное, это будет немного проще. Но если они действительно самые важные, то как они влияют на вашу деятельность, часто ли вы с ними сверяете свои решения?

Что значит «важное» или «главное»? Главное — для чего или для кого?

Критерием важности не может быть потребность отдельного индивида, отдельной компании, отдельной отрасли или даже отдельной страны. Наиболее широкой сферой человеческого целеполагания является наша общая человеческая цивилизация. Самое главное для всех нас — то, что составляет основу цивилизационной системы ценностей и цивилизационного мышления.

Именно этот критерий важности необходимо закладывать в основу единого пространства знаний или Системы Знаний человечества, основанной на принципах нелинейного чтения. Чтобы каждая тема в пространстве знаний давала ответ на вопрос — что самое главное в этой теме для практической деятельности людей на благо цивилизации. Тема разделится на подтемы, чтобы детализировать этот ответ, и к каждой подтеме будет поставлен тот же вопрос о главном.

Погружаясь в пространство знаний, чтобы удовлетворить некоторую нашу информационную потребность, мы каждый раз будем сталкиваться с регламентом согласования нашей практической деятельности с критериями её важности для блага цивилизации.

Подытожим

Мы вступаем в новый, шестой, период эволюции систем передачи знаний. Знания будут передаваться от всех ко всем через единую свободно доступную Систему Знаний человечества. В ней будут реализованы механизмы общественного консенсуса и технологии активации коллективного разума для решения любых практических проблем, включая крупные междисциплинарные проекты. Она будет иметь иерархическую структуру с дополнительными сетевыми связями, в которой знания будут структурироваться по критериям их значимости для цивилизации.

В этой статье мы сформулировали некоторые требования к единой Системе Знаний. В следующей статье обсудим её структуру более конкретно и детально.