Найти в Дзене

Манифест цивилизационной идеологии (3: психология)

Оглавление

Яркий образ «обезьяны с гранатой», олицетворяющий текущее состояние цивилизации, не даёт расслабиться в поисках себя. Как нам стать лучше? Наша психика во многом остаётся на уровне социального животного, озабоченного корыстными интересами и отношениями доминантности, в то время как наши технологии уже меняют окружающую природную и социальную среду, порой нанося ей ощутимый ущерб.

Задача трансформации человека разумного в человека цивилизованного стоит уже перед нынешним поколением. Перед каждым из нас. Инвентаризация собственной психики сулит нам множество неожиданных прозрений о самих себе, своих эмоциях, желаниях, удовольствиях, защитных реакциях и стереотипах поведения… Черты личности формируются в структурах мозга, доставшихся нам в наследство от миллионов поколений гоминид, выживавших в условиях, не имеющих ничего общего с современными.

Традиции самопознания, выработанные человечеством, дают нам разные принципы антагонистического разделения нашей психики на праведное и греховное, божественное и дьявольское, духовное и плотское, доброе и злое, сознательное и подсознательное. Несмотря на идеологические различия, во всех них усматривается противопоставление человеческого и звериного. Тысячелетняя мудрость многими путями привела к единому выводу, что за человеческим обличием скрывается зверь. А как же иначе! Такова наша эволюция, антропогенез. Архаичные особенности психики, проявляясь на уровне межличностного общения и социального взаимодействия, порождают конфликты и мешают людям сообща строить цивилизацию.

Фотография Джеймса Балога. Старик и обезьяна, 1993.
Фотография Джеймса Балога. Старик и обезьяна, 1993.

Традиции покаяния и исповедания грехов в современной естественнонаучной трактовке — ни что иное как психотехники признания собственной звериной природы, проявляющейся в помыслах и поступках — в агрессии, алчности, гордыне, зависти, лености, похоти, эгоизме. Те самые семь смертных грехов, почти дословно. За признанием следует намерение обуздать и приручить своего внутреннего зверя усилиями разума и воли. С божьей помощью или без — это уже личный выбор каждого, вопрос веры. Не обязательно быть религиозным, чтобы применять эти психотехники на практике.

Цивилизационное мышление основано на естественнонаучных знаниях и цивилизационной системе ценностей. Оно представляет собой форму самоконтроля.

Человек цивилизованный постоянно задаёт себе вопросы. Как мои слова, решения или действия повлияют на других людей? Хотел бы я, чтобы так же поступали и со мной? Этот вопрос лежит в основе морально-этических норм многих религий. Цивилизационная идеология требует от человека ещё большей ответственности. Почему я собираюсь сделать то, что я собираюсь сделать? Не является ли моей реальной мотивацией потребность доминирования? Самоутверждение за счёт других? Животная агрессия? Защита от мнимой агрессии? Жадность? Если все люди станут поступать так же, каким будет общество? Если это войдёт в норму, то что будет через несколько поколений? Какую цивилизацию мы тогда получим?

Допустим, я руководитель проекта, который сулит нам выгоду. Может ли он принести вред другим людям? Не будет ли он умножать риски, усиливать дискриминацию, несправедливость, социальное неравенство? Будет ли результат позитивным, созидательным с точки зрения цивилизационных ценностей?

Воспитание нового человека оказалось одним из тех барьеров, о которые споткнулся советский коммунизм. Последовавшая затем попытка убрать идеологический прессинг и дать полную свободу индивидуализму привела к другой крайности — утрате общих смыслов и коллективного видения будущего. Цивилизационная идеология возвращает общечеловеческие смыслы и вместе с ними задачу воспитания нового человека. Извлечение уроков из ошибок прошлого ведёт к формированию нового баланса между индивидуальным и коллективным. Невозможно прививать людям цивилизационное мышление путём подавления их личных свобод. В то же время свобода человека не означает автоматически свободу его внутреннего зверя.

Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству — пункт №9 морального кодекса строителя коммунизма (1961). 
Плакат художников Н.С.Бабина и Г.В.Гаусмана, 1966.
Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству — пункт №9 морального кодекса строителя коммунизма (1961). Плакат художников Н.С.Бабина и Г.В.Гаусмана, 1966.

Образование — не услуга, а высшая цивилизационная ценность, способ передачи накопленных знаний и целостной картины мира из поколения в поколение. Воспитание нового человека должно быть частью образования. Мировоззрение и система ценностей зависят от того, какую мудрость человек впитывал с детства, какие фильмы смотрел, какие книги читал. Формирование информационной среды, адекватной задачам воспитания человека цивилизованного, невозможно без позитивной пропаганды.

Позитивная пропаганда. Термин «пропаганда» исходно является нейтральным и подразумевает распространение взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание. В советское время государство вело пропаганду не только партийной идеологии (которая в то время безусловно считалась позитивной), но и общечеловеческих ценностей (которые остаются позитивными и поныне) — научных знаний, здорового образа жизни, спорта, туризма, культуры, дружбы народов, мира во всём мире и т.д. Позитивная пропаганда осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга выгодоприобретателей. Именно такой и должна быть пропаганда цивилизационного мышления.

В наш информационный век пропаганда является мощным инструментом воздействия на общество. Она практически всесильна. Она способна транслировать в общество как деструктивные, так и созидательные установки. Многочисленные исследования показывают, что люди охотнее распространяют ложь и негатив, чем правду и позитив. Но это означает лишь то, что официальная пропаганда должна быть в разы настойчивее в своей позитивности, мудрее и конкретнее. Провозглашая идеологические установки, не скатываться к демагогии. Распространяя позитивные практики, не замалчивать о проблемах.

Подытожим

Развитие человеческой цивилизации наталкивается на зло, заключённое в нас самих, в нашей архаичной потребности доминирования. Обуздание внутреннего зверя начинается на уровне психики — с самоконтроля и цивилизационного мышления, воспитания и образования, пропаганды цивилизационной системы ценностей. Необузданное зло, прорываясь с психического уровня на социальный, отравляет общественные отношения, экономический уклад и политическую систему, создаёт риски самоуничтожения цивилизации. Об этом — в следующих частях манифеста.

Манифест цивилизационной идеологии

Часть 1: система ценностей
Часть 2: биология добра и зла
Часть 3: психология добра и зла
Часть 4: социология добра и зла
Часть 5: политэкономия добра и зла

В следующих публикациях — оценка многих явлений нашей жизни с позиций цивилизационной идеологии.
Канал создан ради общественного обсуждения и совместного поиска смыслов. Ради ваших комментариев!

#идеология #цивилизационная идеология #воспитание нового человека #позитивная пропаганда #покаяние #исповедь