Найти тему
Жизнь советского человека

Чтобы разоблачить взяточника, чекисты придумали хитрый ход. Что из этого вышло?

Будучи старшим оперуполномоченным особого отдела ОГПУ в Самаре, Григорий Иванович Климов получил сложное дело. Открыли его по жалобе рабочих, работавших на лесозаготовках в Курумочском лесу. Всего проходило по нему больше десятка человек – бывший купец I гильдии Семушкин и его сообщники.

Хотя шёл уже 1928 год, но они, пробравшись в начальство, видимо «забыли» про советские законы - старались увеличить рабочий день для рабочих, а вот зарплату уменьшить. Исполком выписывал наряды на нужное количество леса. Но исполнялись они в последнюю очередь. А сначала лес шёл организациям, существование которых вообще вызывало сомнение. Допускались и другие серьёзные нарушения.

Бригада лесорубов на лесозаготовках
Бригада лесорубов на лесозаготовках

У Григория Ивановича был знакомый грузчик Логинов, которого он знал, как профсоюзного активиста. Вот его-то он и отправил на лесоразработки под видом поиска денежной работы. Честный, нетерпимый к несправедливости, такой человек должен был увидеть всё.

Логинов быстро влился в коллектив, разобрался в ситуации и, вернувшись, в подробностях рассказал Климову о том, что там творится. Также указал на свидетелей, которые готовы всё подтвердить. Оперативник поехал на место. Взял показания с людей, собрал документы и арестовал виновных. Далее приступил к допросам в Самарской тюрьме.

Выйдя однажды из ворот исправительного учреждения, Климов через несколько шагов увидел солидного мужчину, который с угодливой улыбочкой преградил оперативнику дорогу. И поинтересовался, не он ли ведёт дело Сёмушкина? Услышав утвердительный ответ, стал расхваливать бывшего купца, как специалиста по лесной части. Собеседником оказался бывший купец Колесников. Показал на двухэтажный дом, который раньше был его. Оказалось, что после репетиции в народном театре Климов провожал до дому дочку именно Колесникова.

Самарская губернская тюрьма / Климов Григорий Иванович
Самарская губернская тюрьма / Климов Григорий Иванович

В конце концов бывший купец предложил переговорить в «чайной». Собираясь узнать, что от него хотят Климов согласился вместе отобедать. За столом бывший купец осмелел и открыто заявил, что жена Сёмушкина готова на большие расходы, чтобы выручить мужа. А он, как друг, готов поспособствовать. Фактически – это было открытое предложение взятки. У оперативника чесались кулаки, но он понимал, что факт предложения взятки нужно ещё доказать. Не зная, что предпринять, Григорий Иванович просто сбежал от купца, когда тот повернулся к буфетчику.

Вместе с заместителем председателя губернской ЧК они стали думать, как отбить охоту у «бывших капиталистов» предлагать взятки советским работникам! Важно было не просто задержать преступника, но показать, что привычные методы решения вопросов царского общества в новых условиях работать не будут.

Начальник наложил на рапорт резолюцию, позволяющую взять деньги, чтобы разоблачить и арестовать взяточника. Климов начал «игру». Оперативники подготовили квартиру, на которой купца должны были взять с поличным при даче взятки. Но тот оказался хитрее – пакет с деньгами всунул в закутке ресторана. Колесникова арестовали. Деньги передали в кассу организации. Но прямых доказательств дачи взятки так и не было. А купец всё отрицал.

Опытный следователь, возглавлявший отделение, Михаил Дмитриевич Боднар, придумал хитрый ход.

Сотрудники Самарского ОГПУ. Климов - в первом ряду, четвёртый слева
Сотрудники Самарского ОГПУ. Климов - в первом ряду, четвёртый слева

Когда на следующий допрос к нему привели купца, через некоторое время в этот же кабинет на очную ставку привели под конвоем Климова. Через некоторое время Колесников начал делать ему незаметные ободряющие знаки. А когда у Боднара на столе зазвонил телефон, и он отвернулся, купец тут же зашептал, чтобы Климов не признавался. На что тот расстроенно ответил, что чекисты уже всё знают. В это время следователь повесил трубку, сказал, что его срочно вызывают к начальнику и поэтому очная ставка пока отменяется. Всё это заранее было обдумано двумя профессионалами.

Надеялись, что купец как-то попытается договориться с Климовым о последующих показаниях – и скорее всего напишет записку. Так оно и вышло. Во время прихода на следующий допрос, проходя мимо «арестованного» оперативника, купец сумел незаметно сунуть ему в руки бумажку.

Там он написал, чтобы Климов не признавался. А ещё был совет – пообещать Боднару много денег, если дело закроет. Теперь можно было прекращать «игру». Оперуполномоченный положил записку перед следователем. Потом сел за второй стол и начал писать рапорт о произошедшем с приложением записки.

Ноябрь 1982 года. Сотрудники УКГБ поздравляют М. Д. Боднара с 90-летием со дня рождения
Ноябрь 1982 года. Сотрудники УКГБ поздравляют М. Д. Боднара с 90-летием со дня рождения

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Купец замер на месте. Боднар зачитал ему показания жены Сёмушкина. Она призналась, сколько дала денег Колесникову, чтобы тот «поспособствовал» освобождению мужа. Оказалось, что половину из полученных средств он положил в свой карман и только вторую часть предложил Климову в качестве взятки. И конечно, непосредственным вещественным доказательством вины Колесникова стала записка. Дело было передано в суд. А двух чекистов, сработавших слаженно в вопросе со взяточником, ожидали впереди годы работы и полувековая дружба.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.