Когда зависимость становится образом жизни, человек в контакте с другими склонен соглашаться, быть удобным, подстраиваться, склонен не иметь своей позиции, часто извиняется, ориентирован на удовлетворение в первую очередь желаний других.
Что влияет на формирование такого поведения?
Ребёнок зависит от взрослых. Это норма. На этом этапе зависимость нужна, чтобы выжить.
В процессе взросления зависимость постепенно ослабевает, затем исчезает, и человек становится самостоятельной, свободной личностью.
Взрослея, человек проходит через процессы сепарации или отделения:
Физическая сепарация (разъезд, проживание на отдельной территории)
Финансовая (полностью обеспечивать свои потребности)
Эмоциональная (осознать себя отдельной личностью, различатт своим и чужие эмоции, принять ответственность за свои эмоции, не считать себя отвественный за эмоции других)
Не у всех получается разорвать узы зависимости. И тогда зависимость превращается в образ жизни и сохраняется всю жизнь, у кого-то частичная, а у кого-то полная.
Такой человек использует детские реакции (покладистость, соглашательство и др) не только с родителями, но и с другими людьми. Ему трудно понять свои потребности, быть уверенным в нормальности своих желаний, отстаивать свои интересы, он чувствует неудовлетворённость и беспомощность что- изменить.
Сложно сепарироваться, когда родители поощряют зависимость. Чаще всего это происходит неосознанно. Родители искренне хотят, как лучше. Видят своего ребёнка слабым, считают, что они лучше могут что-то за него сделать. Некоторые родители растят детей "для себя", и не задумываются, как их дети будут взаимодействовать с внешним миром.
Но в паре Родитель - Ребёнок осознанности и отвественности должно быть больше у родителей. И для успешной сепарации им нужно инициировать и поощрять попытки детей к самостоятельности.
А подрастающему ребёнку сложно по своей инициативе отказаться от опеки, которая становится излишней, он привыкает к удобствам и не осознаёт, что при этом лишается возможности стать самостоятельной отдельной личностью. В итоге он не приобретает необходимые навыки осознавания своих потребностей и заботы о себе.
Возможно ли "повзрослеть", если детский и подростковый возраст давно в прошлом?
Да, и один из способов - осознать свои модели поведения и научиться пониманию своих истинных желаний, натренировать новые способы реагирования, свойственные взрослому человеку.
Автор: Валентина Бацина
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru