Мотивация быть принятым и одобренным окружающей средой («быть хорошим в глазах значимого окружения») достаточно часто приводит к тому, что человек говорит то, что должно, а не то, что он действительно чувствует и хочет. В практике я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда человек заявляет о своем желании развиваться, учиться, изменяться, совершенствоваться, а на деле саботирует весь процесс развития из-за безусловного доминирования мотива «избегания неудач» и стремления к стабильности и предсказуемости.
Причин для такого поведения может быть очень много, начиная от средового давления (так принято говорить в организации) до определенных индивидуальных и возрастных особенностей (и они присутствуют у каждого человека).
Давать оценку этому объективному процессу не только бессмысленно, но и не совсем разумно, ☝️ а вот понимать некоторые закономерности необходимо, дабы не тратить впустую ни силы, ни время, ни ресурсы организации.
При индивидуальном консультировании по вопросам мотивации я всегда рекомендую начинать с понимания самого себя. Не многие из руководителей решаются на такой эксперимент (кому-то страшно, кто-то пытается сохранить собственную конфиденциальность, кто-то не видит взаимосвязи понимания себя и возможности управлять внешними процессами), ☝️но в этой публикации обращу внимание на один аспект, а выводы делать Вам.
Практически все руководители говорят о необходимости саморазвития, но надеюсь Вы не будете оспаривать цикличность и ее необходимость в жизни любого человека.
Итак, Вы, преодолев стереотипные суждения и стремления к шаблонному поведению, освоили что-то новое. 👉У Вас появились новые знания и умения. Вы преодолели стадию сопротивления и осознаете, что использование этих знаний и умений могут существенно повысить вашу эффективность как руководителя.
👉На следующей стадии Вам необходимо довести данные умения до уровня навыка, а может быть и до уровня автоматизма.
В норме обычно это достигается многократным повторением определенного вида деятельности до того момента, пока простейшие действия будут осуществляться без контроля сознания. (не касается вечных студентов, которые учатся не потому, что хотят что-то уметь).
❓Вопрос: «А в процессе закрепления знаний и навыков Вы продолжаете развиваться или все же стабилизируете ранее полученные изменения? Вы же не приобретаете ничего нового?
👉Вы же в это время отрабатываете уже имеющиеся знания и навыки?
У Вас наступает цикл стремления к стабильности.
Новые знания в этой ситуации могут только повредить и помешать.
Но, если Вас спросить: «Надо ли развиваться?» – что Вы ответите???
Мотивация очень сложная и многогранная тема. В этом вопросе нет простых ответов. И прежде чем погружаться во все закономерности системы мотивации, я всегда рекомендую разобраться с собой.
В первую очередь для того, чтобы не проецировать собственные мотивы на окружающих, а во вторую, чтобы понять цикличность мотивационных процессов (и всегда учитывайте, что цикличность индивидуальна, но она есть у всех).
Не просто сказать: «Я книжку про мотивацию прочитал, Я теперь знаю!», а почувствовать на себе (принцип), как это работает, и не требовать от людей того, чего не может быть (Не может человек исключить из своей жизни цикл стабилизации).
А вот осознав закономерности, Вам будет намного проще понимать причины поведения персонала и оказывать на него стимулирующее воздействия.
И возьму на себя смелость предположить, что Вам станет совершенно понятно, в чем разница между набором стимулов и созданием системы мотивации в организации. Станет ли Вам от этого понимания проще, очень сомневаюсь, но возможно ресурсы Вы направите в другую сторону, что может привести к развитию системы управления организацией и другим позитивным переменам.
☝️НО решать ВАМ!
Никто не запрещает нам ходить известной проверенной дорогой, на которой все понятно и предсказуемо и вероятность совершения ошибок значительно ниже (мотив избегания неудач).
Уважаемые коллеги, обладающие академическими знаниями в психологии, приношу Вам глубочайшее извинение за избыточное упрощение материала. Мной это сделано намеренно.
Психолог, бизнес-консультант
Кашинцев Сергей
📧info@nordex.info
#развитиеперсонала #эффективныйруководитель #компетентность #психологияуправления #личнаяэффективность