Наши китайские партнёры встречали нас радушно - но с налётом местного менталитета. Что это значит? - объясню сразу - они не отвечали на прямые вопросы, они не говорили нам нет, но всячески лавировали в пространстве и времени где-то между правдой, недосказанностью и откровенным вымыслом, и делали это так легко и изысканно, и главное - красиво и правдиво - что сразу же хотелось верить.
Бывалые сразу скажут - верить нельзя, только проверки, только витиеватые попытки докопаться до истины через несколько каналов. И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака, и...
Лаборатория
Миф о феноменальной трудоспособности китайцев оказался мифом и был развеян в первые же дни, по крайней мере в мире тех офисов, что были вокруг нас. Мы приходили в Бизнес Центр к 9, иногда к 10 - ибо работы было хоть отбавляй. Девушка на входе продавала электронные испарители - но по большей части просто сидела за стойкой и часами втыкала в телефон.
Лабораторный комплекс находился в полуподвале, без окон без дверей - но за стенкой сидела какая-то рекламная маркетинговая контора, офис, который мы наблюдали через прозрачное стекло - единственное окно в мир вне лаборатории. Первые сотрудники приходили к 10, их было немного - два-три человека - и они начинали своё рабочее утро с какой-то бродилки-стрелялки, типичной компьютерной игрухи, в которую залипали минут на сорок или сорок пять. К концу раунда игры в офис подтягивались их коллеги, и игроманы, нехотя, переключались на свои задачки в мониторе.
Месторасположение лаборатории выбирали не мы - и мы не виноваты были, что тестируемый нами комплекс стоял рядом с этой ни в чём не повинной фирмой, но я им не завидовал. Как только через несколько дней мы собрали весь комплекс и смогли подключить его к электропитанию, наступил ад. Ад для соседей.
Комплекс надрывно жужжал, визжал и сводил с ума всех окружающих сотней своих высокооборотистых вентиляторов так, что уровень звукового давления не то что мешал работать - он не давал возможности находиться там в принципе. Мы для себя этот вопрос решили быстро - беспроводные наушники (правильнее было бы сказать вушники) или беруши и сверху защитные наушники с шумодавом - сидишь, тишина, благодать, а вокруг стоит дикий вой и рёв, да такой, что крик человеческий слышен только рядом с ухом.
Так что, маркетологам с соседями не повезло, очень не повезло. Через несколько дней этого форменного издевательства над их ушами как-то днём внезапно все парни в лаборатории, сидевшие за прямоугольником составленных вплотную столов, подняли головы и смотрели куда-то прямо за мной - я сидел спиной к двери, в которую обычно никто лишний не входил. Я повернул голову и разглядывал устроенную нам пантомиму.
Китаянка, девушка из рекламного офиса, вошла к нам, стояла в дверях, кричала, орала, почти исходила пеной изо рта, отчаянно жестикулировала и потрясала кулаками - мы же, сидя в двойных наушниках, ничего не слышали, поэтому нам оставалось лишь наблюдать за непереводимое игрой жестов на местном диалекте. Если бы наушники сняли, то толку тоже было бы мало - во-первых, очень шумно, а во-вторых, она кричала на китайском. А вот игра жестов была красивая, и иногда была очень даже доходчивая, мы смотрели на китаянку и мысленно в ужасе уже представляли, что, где, чем и в каких позах она с нами сделает, если мы немедленно не прекратим этот кошмар.
Китаянка наконец поняла, что от тупых белых она всё равно ничего не добьётся, но, вдоволь наоравшись, вышла за дверь.
Инженеры с завода и центра разработок приезжали к нам раз в два-три дня, что-то делали, и сразу уезжали. Результата не было. Мы требовали встречи с руководством, которое как раз вернулось и пригласило нас к себе на завод.
На заводе
Завод был огромный. Наверное, не такой огромный как Foxconn, что собирает яблочные устройства, но достаточно, чтобы нас поразить. Помимо самого завода тут же было жильё для сотрудников, школа и детский садик, медпукнт, столовые, магазины - в итоге, целый мини-город, за территорию которого выходить совершенно не нужно.
Входя в сборочные цеха, телефон потребовали оставить в переговорке - дабы ничего не заснять (о да, там я увидел гигантские китайские чипы без опознавательных знаков для сборки абсолютно независимых китайских суперкомпьютеров...), но заводчане, как выяснилось, заходили с телефонами - но в специальном чехле, закрывающим камеры.
Перед входом в цеха надо было обязательно надеть антистатические халаты, бахилы и пройти через воздушный шлюз - чтобы снять статику. По специальным дорожкам слонялись роботы-доставщики, они перевозили поддоны с платами.
Только вот на другом конце цехов был туалет - ни разу ни чистые помещения - куда все ходили и выходили без всяких там воздушных шлюзов... Ну, ладно.
На некоторых сборочных линиях кроме сотрудников без отличительных знаков стояли китайцы в робах другого цвета - это были контролёры от заказчика, в том случае от Huawei, а на рукавах у некоторых сотрудников была яркая красная повязка - в цветах флага КНР - как у дежурного в советской школе. На наш вопрос, что это за передовики производства, нам ответили, что это стажёры, и красная повязка нужна для привлечения внимания, чтоб сразу от...бить желание делать что-то неправильно.
Когда экскурсия закончилась, нас отвезли на обед - да, было вкусно, круто и красиво, чего только стоила (эстетически) эта птица из рыбы, выложенная на вертикальном стекле:
Но сроков окончания работ с ПО нам так никто и не сказал. Точнее, когда их показали мне, то на графике стояли даты явно позже нашего отъезда домой, и на резонный вопрос - что вы с этим будете делать? - последовало пространное повествование о сложностях разработки, но что они стараются как могут.
В офисе нам передали пачку документации, которую китайцы подготовили на испытательный стенд, и ребята начали её изучать. Со стороны это выглядело так:
- Так, это норм документ, это тоже
- А это какая-то х...ня
- О, вот этот интересно
- А это снова х...ня, и это х...ня, и это х...ня дальше снова какая-то х...ня.
Тут-то менеджер проекта, китайская девушка, не выдержала, подошла к нам и заявила на английском, что она не х...ня, она - Хуньлянь, так правильно произносить её имя...
И снова в лабе
На следующий день в лаборатории сидел китаец с завода, он должен был обновить прошивки ПО. Он уже час сидел перед экраном и залипал в него, но ничего не происходило. Наши занимались своими делами, потом не выдержали:
- Давай заходи туда уже.
- Да, да, конечно.
- Ну?
- Да, сейчас, авторизацию сделаю.
Прошло ещё минут 15, ничего не изменилось.
- Так, а ты пароль-то знаешь?
- О-о-о, да-а-а - протянул китаец - без пароля в систему не зайти... Пароль, это такая вещь, что если его не знать, то система тебя дальше не пускает. Так вот...
Он ещё пару минут тараторил, пока его не перебили - Так ты знаешь пароль?
- Да, сейчас - и он ушел в чат на телефоне.
- Да твою ж дивизию, ну пусть они сюда зайдут удалённо, IP адрес где тут?
О-о-о, да-а-а - протянул китаец - без IP адреса в систему не зайти... IP адрес, это такая вещь, что если его не знать, то к системе не достучаться извне. Так вот...
Через пару дней приехал другой специалист и наконец-то они смогли сделать это..
Испытания
Впереди нас ждали испытания - нет, не в смысле тяжёлые времена лишений, а испытания оборудования. Хотя, тяжело всё-таки было, и лишения тоже были - проверку надо было запустить при температуре +45°С, отследить основные параметры и поставить на пару суток при предельной температуре и полном потреблении. Самый холодный тут я...
Когда мы собрали всю систему, победили основные сложности и готовы были включать заново, китайцы взмолились - а давайте пока на обед сходим, потом придём, там и запустим уже.
Была пятница, сокращённый день, и мы - злые русские - заставили китайцев сидеть без обеда, пока всё не будет включено и проверено. Ибо, пока мы все сходим на обед, потом что-то пойдёт опять не так, и всё, никто ничего не сделает, а там выходные и потом испытательный полигон будет снова занят. Доводить дело до конца - это ещё уметь надо...
============
Больше историй из найма и адаптаций и увольнений здесь.
Больше статей про Шэньчжэнь здесь.