Найти тему
Кривое зеркало

Почему миром правят хорошисты, а вечный вопрос об отличниках и троечниках не имеет смысла

Оглавление

Кто большего добьется в жизни: отличник или троечник? Это излюбленная дискуссия в интернете и за кухонным столом. Каждая сторона тщательно продумывает аргументы и ищет подходящие примеры. Одни говорят о дисциплине и умственных способностях отличников, другие – о находчивости и свободолюбии троечников.

В статье разберу популярные тезисы и покажу, почему вопрос об отличниках и троечниках не имеет никакого смысла.

Миф 1: гении добиваются успеха, потому что они троечники

Стив Джобс, Томас Эдисон, Сальвадор Дали, Александр Пушкин, список «знаменитых троечников» можно продолжать долго. В интернете популярны подборки великих людей, которые плохо учились в школе. Получается, что одна из причин успеха Пушкина или Джобса – плохие отметки. Звучит как-то глупо, не так ли? Налицо подтасовка причины и следствия:

Гениальные люди добиваются успеха благодаря экстраординарным способностям, а не из-за плохих отметок.

Посредственные оценки являются лишь следствием, а не причиной. Гении часто плохо учатся в школе, потому что они сильно отличаются от других людей, и стандартизированная программа им не подходит.

Миф 2: успешные троечники встречаются чаще, чем успешные отличники

Нет исследований, которые бы подтвердили этот тезис. Подобные суждения строятся на том, что «кто-то что-то слышал», или чей-то одноклассник ушел после 9, а сейчас зарабатывает миллионы. Но даже если это утверждение правдиво, люди игнорируют изначальное количество отличников и троечников.

В 2022 году эксперты из ВШЭ провели исследование в рамках проекта «Мониторинг экономики и образования»:

Опрос родителей показал, что учеников с плохими отметками почти в 4 раза больше, чем отличников. В этом исследовании нет разделения по полу. Думаю, если отдельно опросить только родителей мальчиков, то разрыв между троечниками и отличниками будет еще больше. Этот факт важен, потому что мужчины зарабатывают больше: в рейтинге российских миллиардеров Forbes только 2 женщины.

Успешного хорошиста можно встретить намного чаще, чем троечника или отличника. Причина в изначальной разнице в количестве, а не таинственной силе пятерок, четверок или троек.
-2

Миф 3: все богатые предприниматели – троечники

Предприниматель – дерзкий, смелый и неусидчивый человек, который постоянно бросает вызов судьбе и просто не может смириться с рамками, в которые его загоняет школа. Этот стереотип прочно засел в головах многих людей. В качестве опровержения разберем образование пяти богатейших людей России:

Андрей Мельниченко. Со-основатель компаний «Еврохим» и СУЭК. Андрей Мельниченко учился в престижной физико-математической школе для одаренных детей. После школы поступил на физфак Московского университета, а позднее перевелся в Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова.

Владимир Потанин. Президент «Интеррос» и ГМК «Норильский Никель». Владимир окончил среднюю школу № 58. Учился хорошо, с педагогами ладил, хотя иногда случались и споры: свою точку зрения он был готов отстаивать до последнего. Получил диплом экономиста-международника, окончив факультет международных отношений МГИМО. Владеет английским, французским и итальянским.

Владимир Лисин. Председатель правления федерации спортинга. Учился хорошо, был спокойным, настойчивым и несколько замкнутым ребенком. Учителя удивлялись упорству, с которым учился Лисин, накапливая знания, что весьма пригодилось ему в дальнейшем. Владимир окончил Сибирский металлургический институт, Академию народного хозяйства и РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Леонид Михельсон. Председатель правления ПАО «Новатэк». После окончания школы поступил в Куйбышевский инженерно-строительный институт. Окончил его в 1977 году, получив специальность "инженер-строитель".

Алексей Мордашов. Генеральный директор холдинга «Севергрупп». И в университете, и в школе Алексей учился на «отлично»: учителя ставили его в пример, а одноклассники называли Шаблоном.

"У меня не просто красный диплом, я за все время обучения, за пять лет, не получил ни одной "четверки", в моей зачетке только «пятерки», никаких других оценок нет" - Алексей Мордашов.


В списке богатейших людей в основном хорошисты и отличники,
выпускники топовых вузов. Стереотип о том, что предприниматели плохо учатся в школе и никого не слушают - популярное заблуждение, основанное на нескольких примерах.

-3

Мое мнение

Наш мозг упрощает и сокращает полученную информацию. Нам нужно, чтобы все было понятно и разложено по полочкам. Отсюда и возникают стереотипы: отличник – послушный и старательный, а троечник – свободный и предприимчивый.

Мы навешиваем штампы, забывая, что все люди разные. Отличник отличнику - рознь. Успешным может стать и отличник, и хорошист, и троечник.

Оценки – очень субъективный и некачественный показатель. Все зависит от человека и окружающих его обстоятельств. Успешным становится не отличник или троечник, а конкретный человек, который приложил к этому много труда и сил. Так что дискуссия о том, кто успешнее – демагогия и пустая трата времени.