Продолжаем собирать галерею талантливых «перевоплощенцев».
Павел Кадочников
«Дорогому Оборотню Павлу, с невероятной легкостью проходящему километры извилистых путей», — фотографию со съёмок фильма «Иван Грозный» с такой надписью подарил Сергей Эйзенштейн Павлу Кадочникову.
Вообще-то маленький Паша хотел стать художником, но из художественной студии его постепенно переманил к себе руководитель театрального кружка. Кадочников постепенно дорос до Ленинградского ТЮЗа, потом до главных ролей в театре и кино, а потом до экспериментов-перевоплощений. Например, в фильме «Запасной игрок» Павел Петрович играет актёра Светланова, который гримируется под старика по фамилии Дедушкин и долго водит за нос пассажиров теплохода, направлявшегося в Сухуми.
Георгий Вицин
В том же фильме Васю Веснушкина — 18-летнего запасного нападающего футбольной команды «Синие стрелы» — играет 36-летний Георгий Вицин. Режиссёры часто давали актёру меньше лет, чем ему было на самом деле, так что молодых парней он играл практически до 50. Так, на момент выхода «Женитьбы Бальзаминова», где Вицин снова изображал неопытного юношу, ему уже стукнуло 47, а в «Кавказской пленнице» — на три года больше. И пусть для гайдаевской комедии Георгию Михайловичу не требовалось молодеть, не верится, что артист через две недели после премьеры праздновал полувековой юбилей.
Вицин всегда следил за здоровьем тела и духа. Раднэр Муратов — Василий Алибабаевич из «Джентльменов удачи» — вспоминал интересный случай, произошедший на съёмках сцены, где беглецы ехали в цистерне с цементом:
«Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».
Однако моложавость нисколько не мешала актёру играть стариков. В фильме «Максим Перепелица» Вицин предстал дедом Мусием, которому точно было за 70.
Александр Калягин
В Госкино режиссёру Виктору Титову советовали взять на главную роль Владимира Этуша, Евгения Матвеева или Олега Табакова — кого-то более популярного, чем Александр Калягин. Титов пошёл на принцип: пусть он доверился ещё не столь известному, зато очень талантливому актёру.
Готовясь к роли, Калягин снимал некоторые жесты Чарли Чаплина из фильма «Женщина», листал женские журналы, пристальнее обычного наблюдал за знакомыми дамами. На съёмках Александр Александрович носил костюм героини в течение всей смены, не стеснялся ходить в таком виде и на обед. Иногда даже не снимал парик. Однажды, стоя в очереди в останкинском буфете, с ним произошёл любопытный случай:
«Мужчина дышал мне в затылок так, что я чувствовал его дыхание сквозь парик. Когда я повернулся, он несколько опешил: в лицо меня тогда никто не знал, и незнакомец начал советовать мне, какие взять пирожные. Вот тут-то я и понял, каково это — быть женщиной».
Олег Ефремов
Ефремову нужно было не только наклеить усы и бороду и «поседеть», чтобы стать похожим на самого доброго доктора, но и принять характер человека, стремящегося всегда и всем помочь. Ведь у Айболита был прототип — врач-эпидемиолог Тимофей Осипови Шабад, друг Корнея Чуковского. Писатель восхищался сердечностью и открытостью этого человека и увековечил в сказке. Шабад был главврачом одной из больниц, лично выезжал на ночные вызовы, организовал приют для бездомных с питанием, а ещё лечил животных. Если, конечно, понимал, где кроется недуг, потому что ветеринаром не был.
Впрочем, Ефремов — зачинатель «Современника» и худрук МХАТа — тоже был «за всех в ответе». Почти как Айболит.
Фото: кадры из фильмов, соцсети